Личностные потребности и личностное развитие

РЕАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Личностные потребности непосредственным образом характеризуют направленность личностного развития, отражают актуальную концепцию человеческого «Я», способны указать на значимые сферы его личностного роста. Этимологически понятие «потребность» связано с вызовом, с реакцией на требования. Потребность – это, то, что возникает у меня в результате «отклика» на требование. В течение жизни, с самого рождения, к человеку обращено множество требований – это внутренние физиологические требования организма порождающие физиологические потребности, это социальные требования – вызывающие определенные социальные потребности и это требования личностные, обращенные к личности человека. Все эти возникающие потребности образуют сложный, неповторимый рисунок человеческой индивидуальности, порождают противоречивые, конфликтные процессы или способствуют гармоничному развитию человека. Куда приведут человеческие потребности – к высотам личностного роста или к затянувшемуся личностному кризису, во многом зависит от выбора личностных ценностей. Ценности – это то, что способно удовлетворить потребности. Но человеческая трагедия состоит в том, что высокие личностные потребности, человек по своей воле стремиться удовлетворить не соответствующими целями, зачастую целями более низкого порядка. Дружба заменяется приятельством, творческая деятельность – активной суетливостью, личностный рост – карьерным подъемом. Неудовлетворенная потребность со временем угасает или маниакально идет по замкнутому кругу, где реальной потребности соответствует неспособная ее удовлетворить ложная ценность. В целом этот процесс отражает суть личностного развития.

Окружающий мир включает требования и ценности для ответа на эти требования
ê ê
Человек воспринимает или не воспринимает
обращенные к нему требования
ê
В случае восприятия возникают потребности
ê ê
На некоторые возникшие потребности человек не отвечает, и они остаются неразрешенной проблемой На другие отвечает и у него возникает состояние ответственности (то есть ответа на возникшие потребности)
ê
 
Для ответа человек выбирает определенные ценности
ê ê
Выбранные ценности могут быть истинными или ложными
ê
Ложные ценности не ведут к удовлетворению возникших потребностей
ê ê
В таком случае человек изменят потребности Или продолжает на них ложно отзываться
ê ê
Удовлетворенные потребности не исчезают, а становятся либо новыми ценностями личности Либо переходят на новый уровень

В подростковом, юношеском возрасте личностные потребности имеют обостренный, акцентированный характер. Многие из них возникают впервые, или с новой силой, или приобретают новое звучание. Молодой человек и окружающие его взрослые не всегда способны соотнести его поведение с его личностными потребностями, определить истинную ценность этих потребностей. Подросток склонен редуцировать, упрощать сложные, высокого уровня личностные потребности до уровня, имеющегося у него опыта. А окружающие взрослые, у которых эти потребности зачастую находятся в подавленном, угасающем виде не способны определить их истинную ценность и значимость для подростка.

Особую сложность в восприятии личностных потребностей создает, то обстоятельство, что они не имею прямого, однозначного выражения в подростковом поведении. Одно и то же подростковое действие, например уход из дома или просто не подчинение родителям, может иметь множество истолкований. Например, дерзкая хулиганская выходка, или уход от ответственности, или поиск средств самовыражения, или протест против меркантильности домашних отношений, или творческий порыв и прочее, прочее.

Можно обратиться к множественным попыткам проанализировать внутреннюю жизнь человека через различные символы, как например в психоанализе; через анализ поведенческих реакций – в бихевиоризме, посредством анализа языковых структур или взаимодействия различных структур сознания, как например в нейролингвичтическом подходе или в гештальт психологии. Но указанные психологические школы и другие отдельные направления работают с психикой человека, что не вполне соответствует понятию личности. Личность понятие более широкое, чем опосредованное сознанием человека отражение окружающей действительности. Личностные потребности предмет гуманистической психологии, различных подходов основанных на экзистенциальной философии. Именно эти направления психологии и философии затрагивают базовые онтологические основы существования и развития личности. Но эти подходы не обладают достаточной методологической базой для прикладного, практического анализа.

Можно много и вполне объективно указывать на заслуги всех известных психологических школ в решении личностных, в том числе и глубинных личностных проблем человека. Но действительность, современная психологическая и педагогическая практика, создают собственный образ-реакцию на эти исследования. Цель современного образования и в целом социальной политике, в большинстве индустриально развитых странах формулируется исходя из принципов гуманистической или даже экзистенциальной философии. Ценность индивидуального человеческого бытия, возможности для самоактуализации личности, доминанта гуманистических ценностей. При этом современное образование, социальная практика, государственное управление, бизнес строят свои отношения с человеческой личностью преимущественно основываясь на когнитивно-поведенческом подходе, учитывающем лишь реальное поведение человека, поддающееся классификационному, оценочному анализу. Гуманистическая психология призывая судить человека по его вере и идеалам не способно дать реальный инструмент управления в обществе где отношения строятся на простых бихевиористских схемах. В противном случае гуманистическая психология, а в еще большей степени экзистенциальная философия в качестве решения предлагает человеку вариант его индивидуального бытия, когда человек находясь в обществе, идет на компромисс с его требованиями, чтобы сохранить собственную автономность. На мой взгляд, это одна из ключевых современных гуманитарных проблем вызвана секуляризацией общества. Не философия, ни психология не способны дать объективное, рациональное оправдание существующих социальных отношений, суть которых с точки зрения рядового обывателя «вопиющая несправделивость». Приятие жизни как дара, а собственных условий бытия как справедливых возможностей для личностного развития может быть основано только не религиозном восприятии действительности, на собственной вере, утвержденной в жертвенном служении.

Но все же мы не пытаемся вывести наш анализ за рамки традиционных научных подходов. Свои усилия мы хотим направить на разрешение существующего уже обозначенного нами противоречия. Не отрицая гуманные цели общественного развития, следует признать недостаток инструментальных возможностей для реализации этих целей на практике. В частности известная проблема «непонимания» подростков со стороны взрослых как раз и отражает эту проблему. Предположим в одой отдельно взятой школе поставлены и реализуются в образовательной практике исключительно высокие гуманистические принципы-цели. Возникает вопрос, как объективно оценить вклад каждого из участников образовательного процесса в достижение этих общих высоких целей. Некая Мария, общественница, отличница, спортсменка, готова помочь старшим и инициативно помогает сверстникам, организуя их общественную активность. При этом неблагодарные сверстники недолюбливают примерную ученицу в кулуарах справедливо отражая такие ее качества как «зазнайство», «выпендреж», «показушность», «эмоциональную холодность» и «безразличие к священным дружеским узам коллектива». Все это обсуждается в кулуарах, поскольку все перечислено е зиждется на эмоциях и ощущениях и для взрослых не является фактом. Другой ученик, некий Андрей, напротив не блещущий в учебе и общественной жизни, всего себя отдает для создания эмоционально теплой, дружелюбной обстановки в коллективе. С точки зрения администрации, наличествующие факты свидетельствуют, что Мария ближе к общим целям, нежели Андрей. Но мы с вами уже чувствуем и где-то сердцем понимаем, что это не так. И вот ученые изобрели прибор, определяющий личностную состоятельность каждого, примерно как счетчик Гейгера уровень радиации. И оказалось что Андрей на несколько пунктов выше. Получив этот прибор, администрация всех измерила, видимо за исключением самих себя, и перестроила все школьные отношения. Андрей стал старостой, старшим в группе и получил прочие привилегии. Маша была объявлена отстающей и взята на поруки. Каков дальнейший прогноз ситуации? Если эта школа не улетела на другую более совершенную планету а осталась на нашей, о наиболее очевиден прогноз – Андрей перестанет бескорыстно служить для других, так как будет завален административными обязанностями, а Маша, как «жертва» научиться понимать других и сострадать им. И счетчик через некоторое время начнет просто зашкаливать.

Как решить эту проблему? Нужен ли инструмент, оценивающий личностное развитие, как им пользоваться, кому он может быть доверен?

Во-первых, это инструмент нужен для самого человека, в особенности если речь идет о молодом человеке. Он должен быть способен понимать свои личностные потребности, анализировать их и выбирать соответствующие этому анализу ценности, способные удовлетворить личностные потребности.

Во-вторых, такой инструмент необходим взрослым для того, чтобы они могли «перевести» подростковое поведение на язык понимания потребностей и ценностей молодого человека, он нужен для понимания молодых людей взрослыми.

В-третьих, такой инструмент нужен взрослым для того, чтобы они помогли молодому человеку определиться в его личностных целях, помочь выбрать необходимые личностные ценности.

В-четвертых, инструмент оценки личностного развития не должен стать инструментом управления поведения человека в обществе, основанном на бихевиористских подходах. Нельзя поощрять или наказывать человека социальными или тем более экономическими санкциями, на пути его личностного роста, только на основании полученного анализа ситуации. Полученная оценка, прежде всего, нужна самому человеку, чтобы осознать себя как человека.

Таким образом, личностные потребности непосредственно отражают личностное развитие человека и их верное определение и анализ способны, диагностировать процесс личностного развития. Но личностное развитие, в отличие от социального или деятельностного должно оцениваться с позиций личностных подходов, не через деятельностные или социальные санкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: