Отличительные умения группоцентрированного лидера

Коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность (быть компетентным – быть способным, соответствующим ситуации) – способность человека реализовать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации.

Основой коммуникативной компетентности является умение встать на точку зрения партнёра по общению, строить высказывание так, чтобы оно было понято и принято партнёром.

Критерием развитости коммуникативной компетентности у коммуникатора является желание партнёра продолжать коммуникацию, развитие диалога.

Ошибки коммуникатора проявляются в прекращении диалога, высказывания «повисают в воздухе», партнёр замолкает и уходит от контакта.

Типичные ошибки собеседников, вызывающие проблемы во взаимоотношениях:

· сумбурная, неясная, неполная информация;

· личностные оценки-ярлыки, склонность видеть недостатки и указывать на них (упрёки, выговоры, запреты), причём без предложения позитивных вариантов поведения;

· категоричные требования, личные приказания и др.;

· неумение выслушать;

· неумение понять эмоциональное состояние собеседника, его отношение к ситуации и др.

Особые коммуникативные умения психолога как группоцентрированного лидера.

Создание свободы коммуникации. Свободное общение между группами приводит к появлению нового видения ситуации, разделяемого всеми. Мешают развитию коммуникации:

· Физичес­кие барьеры - разграничение пространства, отсутствие непосредст­венных контактов, громоздкие и сложные механизмы ком­муникации.

· Психологические барьеры. Существенными коммуникационны­ми барьерами являются все те достаточно скрытые факто­ры, которые воспринимаются индивидами в качестве лич­ной угрозы.

Во всех случаях существует необходимость достижения членами группы взаимопони­мания. Очень трудно прийти к согласию относительно наиболее адекватного образа дей­ствий в определенной ситуации той группе, в которой раз­ные ее члены интерпретируют ситуацию совершенно про­тивоположным образом, то есть когда ситуация для каждого имеет свое значение и это значение не воспринимается другими членами группы. Сотрудничества удаётся достигнуть только после многочисленных встреч с представителями каждой из заинтересованных сторон.

Создание благожелательной психологической атмосферы. Отсутствие страха, угрозы и ощущения униженности. Индивид, свободный от давления, которое он может вос­принимать в качестве личной угрозы, будет актуализиро­вать таящиеся в нем позитивные и конструктивные силы.

Отличительные умения группоцентрированного лидера.

Особые умения лидера Поведение
Проявление доброжелательности и эмпатия. Ориентация на восприятие сильных сторон личности, позитивные ожидания. Члены группы подражают и на­чинают относиться так же друг к другу.  
Умение выслушать и внимание к окружающим. Активное слушание и перефразирование. Вы говорите… Вам кажется… Если я правильно вас понял… Давайте посмотрим, правильно ли я вас понял… Лидер ощущает себя в безопасности, уверен в себе, и потому мало чувствителен к ситуации угрозы.  
Открытое и ясное выражение позиции. Лидер старается уменьшить стремление индивидов "по­давлять" открытое выражение мыслей и чувств. Использование Я-высказываний.  
«Связующая» функция, Умение вести дискуссию, стремление к консенсусу. Созданиесвязи каждого выступления с общим руслом размышлений.Резюмирование.  
Функция интеграции, признание (согласия) с группой. Лидер признаёт правоту группы, во всех случаях. Лидер группы выражает приятие того, что хочет обсуж­дать группа, что группа решила предпринять, каким путем группа решила достигать своих целей.  

Список качеств, важных для межличностных отношений.

1. Эмпатия: умение видеть мир глазами других, уметь сказать другим о своём понимании и дать возможность им подтвердить или опровергнуть эти представления.

2. Доброжелательность: способность чувствовать и показывать другим своё уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки.

3. Аутентичность: умение быть самим собой, не скрываясь за масками и ролями, открытая демонстрация своего отношения к различным проблемам и людям.

4. Конкретность: отказ от общих рассуждений, умение говорить о своих чувствах, действиях, готовность отвечать на вопросы.

5. Инициативность: надситуативная активность, не просто реагировать, а активно действовать, предлагать собственные варианты и сценарии поведения.

6. Непосредственность: умение реагировать на наличную ситуацию (здесь и теперь) искренне и напрямую.

7. Принятие чувств: отсутствие страха при соприкосновении с чувствами своими и других, умение различать чувства свои и других, готовность принимать эмоциональную экспрессию, отсутствие стремления навязывать другим свои чувства и ответственность за них.

9.Конфронтация: умение идти на “вскрытие нарыва” в случае напряженных отношений с целью установления искренних и подлинных отношений.

10.Самопознание: исследовательское отношение к себе, желание получать информацию от других об их восприятии себя, умение быть автором своей самооценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: