Коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность (быть компетентным – быть способным, соответствующим ситуации) – способность человека реализовать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации.
Основой коммуникативной компетентности является умение встать на точку зрения партнёра по общению, строить высказывание так, чтобы оно было понято и принято партнёром.
Критерием развитости коммуникативной компетентности у коммуникатора является желание партнёра продолжать коммуникацию, развитие диалога.
Ошибки коммуникатора проявляются в прекращении диалога, высказывания «повисают в воздухе», партнёр замолкает и уходит от контакта.
Типичные ошибки собеседников, вызывающие проблемы во взаимоотношениях:
· сумбурная, неясная, неполная информация;
· личностные оценки-ярлыки, склонность видеть недостатки и указывать на них (упрёки, выговоры, запреты), причём без предложения позитивных вариантов поведения;
· категоричные требования, личные приказания и др.;
|
|
· неумение выслушать;
· неумение понять эмоциональное состояние собеседника, его отношение к ситуации и др.
Особые коммуникативные умения психолога как группоцентрированного лидера.
Создание свободы коммуникации. Свободное общение между группами приводит к появлению нового видения ситуации, разделяемого всеми. Мешают развитию коммуникации:
· Физические барьеры - разграничение пространства, отсутствие непосредственных контактов, громоздкие и сложные механизмы коммуникации.
· Психологические барьеры. Существенными коммуникационными барьерами являются все те достаточно скрытые факторы, которые воспринимаются индивидами в качестве личной угрозы.
Во всех случаях существует необходимость достижения членами группы взаимопонимания. Очень трудно прийти к согласию относительно наиболее адекватного образа действий в определенной ситуации той группе, в которой разные ее члены интерпретируют ситуацию совершенно противоположным образом, то есть когда ситуация для каждого имеет свое значение и это значение не воспринимается другими членами группы. Сотрудничества удаётся достигнуть только после многочисленных встреч с представителями каждой из заинтересованных сторон.
Создание благожелательной психологической атмосферы. Отсутствие страха, угрозы и ощущения униженности. Индивид, свободный от давления, которое он может воспринимать в качестве личной угрозы, будет актуализировать таящиеся в нем позитивные и конструктивные силы.
Отличительные умения группоцентрированного лидера.
|
|
Особые умения лидера | Поведение | |
Проявление доброжелательности и эмпатия. | Ориентация на восприятие сильных сторон личности, позитивные ожидания. Члены группы подражают и начинают относиться так же друг к другу. | |
Умение выслушать и внимание к окружающим. | Активное слушание и перефразирование. Вы говорите… Вам кажется… Если я правильно вас понял… Давайте посмотрим, правильно ли я вас понял… Лидер ощущает себя в безопасности, уверен в себе, и потому мало чувствителен к ситуации угрозы. | |
Открытое и ясное выражение позиции. | Лидер старается уменьшить стремление индивидов "подавлять" открытое выражение мыслей и чувств. Использование Я-высказываний. | |
«Связующая» функция, | Умение вести дискуссию, стремление к консенсусу. Созданиесвязи каждого выступления с общим руслом размышлений.Резюмирование. | |
Функция интеграции, признание (согласия) с группой. | Лидер признаёт правоту группы, во всех случаях. Лидер группы выражает приятие того, что хочет обсуждать группа, что группа решила предпринять, каким путем группа решила достигать своих целей. |
Список качеств, важных для межличностных отношений.
1. Эмпатия: умение видеть мир глазами других, уметь сказать другим о своём понимании и дать возможность им подтвердить или опровергнуть эти представления.
2. Доброжелательность: способность чувствовать и показывать другим своё уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки.
3. Аутентичность: умение быть самим собой, не скрываясь за масками и ролями, открытая демонстрация своего отношения к различным проблемам и людям.
4. Конкретность: отказ от общих рассуждений, умение говорить о своих чувствах, действиях, готовность отвечать на вопросы.
5. Инициативность: надситуативная активность, не просто реагировать, а активно действовать, предлагать собственные варианты и сценарии поведения.
6. Непосредственность: умение реагировать на наличную ситуацию (здесь и теперь) искренне и напрямую.
7. Принятие чувств: отсутствие страха при соприкосновении с чувствами своими и других, умение различать чувства свои и других, готовность принимать эмоциональную экспрессию, отсутствие стремления навязывать другим свои чувства и ответственность за них.
9.Конфронтация: умение идти на “вскрытие нарыва” в случае напряженных отношений с целью установления искренних и подлинных отношений.
10.Самопознание: исследовательское отношение к себе, желание получать информацию от других об их восприятии себя, умение быть автором своей самооценки.