1. Обсуждаются выделенные признаки (при необходимости указывается более простое и рациональное решение задачи).
2. Правильные ответы по однополевым парам оцениваются в балах, результаты суммируются.
Критерий оценок
Ø 10-15 баллов - норма (хорошее умение выделять общее, существенное)
Ø 10 и ниже - низкий результат недостаточное умение выделять общее, существенное.
Ø если И. не видит различий и находит общие признаки у любых пар - обладает хорошей фантазией, склонностью к воображению, резонерским, демогогическим рассуждениям.
Вывод: У И. операция сравнения развита в норме т.к. результат соответствует 13б. И. обладает хорошей фантазией, склонен к творческому воображению и мышлению, к резонерским и демогогическим рассуждениям (дополнительно имеет 6 баллов).
Опыт №3 (стр. 108 Петровский)
Цель: Исследование процесса сравнения понятия.
Оборудование: пары понятий.
1. Муха – птица (образец)
Кошка – собака
Слон – мышь
2. Трамвай – автобус (сделать самим)
Барабан – скрипка
Животное – растение
Ход работы
1. Работа в парах.
2. Э. называет И. два объекта и предлагает сравнить их, т.е. указать черты сходства и различия.
3. И. должен как можно больше найти таких черт.
Выполнение работы
Протокол
Ф.И.О. Олейникова В.Н. Возраст 18 лет.
Дата: 10.09.03 Время 12 00
Пары слов | Сходство | Различия | Баллы | |||||
Размер, цвет, форма. | Функ-е сходство | Родовое понятие. | Размер, цвет | Функ-е различие | родовое понятие | |||
Муха птица | - + - | + | - | + - + | - | + | +5 | |
Кошка собака | + + + | - | + | + + + | + | - | +8 | |
Слон мышь | - + - | - | - | + + + | + | + | +6 | |
Сумма: | ||||||||
Обработка результатов
Подсчитывается количество признаков, указывающих на сходство и отличие сравниваемых объектов.
Критерий оценок
19-20 и выше – 5 баллов (высокий уровень).
10-18 – 4 балла (выше среднего).
6-9 – 3 балла (средний уровень).
Вывод: У И. высокий уровень процесса сравнивания понятий (19 баллов).
Опыт №4 (стр. 160 Крылов)
Цель: исследование операций обобщения, определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего».
Оборудование: набор близких по смыслу понятий.
Ход работы.
1. Работа группой.
2. Э. предлагает 12 наборов близких по смыслу понятий.
3. И. в каждой строке отбирается только 2 слова наиболее тесно связанных с
тестовым словом, стоящим перед скобками.