double arrow

Нестандартные уроки


С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к заняти­ям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуж­дение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Они явились реакцией учи­тельства на новые цели общеобразователь­ной школы, связанные с развитием лично­сти учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у школь­ников равнодушие к учебе, откровенную скуку. Гуманистические тенденции в народ­ном образовании привели к пониманию того, что в центре учебного процесса сто­ит ученик. Поиск средства развития лич­ности учащихся заставил обратиться к психологической теории, потребовал зна­ния психологических механизмов, дей­ствующих в учебном процессе, в частно­сти, его мотивации, запросов и потребно­стей школьников.

Не­стандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мне­ния педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в на­правлении демократизации школы, а другие, наоборот, счита­ют такие уроки опасным нарушением педагогических принци­пов, вынужденным отступлением педагогов под напором обле­нившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно тру­диться.

Именно поэтому в последние годы в учительской практике особую популяр­ность приобрели нетрадиционные формы уроков. Однако их использование обнару­жил - ряд существенных недостатков, сни­жающих педагогическую эффективность учебного процесса. Если говорить о нетра­диционных формах уроков, то можно назвать следующие недостатки:

· стихийность и бессистемность ис­пользования. Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской сис­темы.

· отсутствие прогноза положительных изменений — роста качества формируе­мых знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся, его развивающие воз­можности;

· преобладание репродуктивных тех­нологий обучения. Обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его тематическое содержание.

· перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим. Особенно это относится к интегрирован­ным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам урока. От­сутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не име­ющим особого образовательного значе­ния. Привлекаемые факты интересны уча­щимся, однако их образовательная и раз­вивающая нагрузка незначительна.

Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.

К нетрадиционным отнесены и хоро­шо известные формы урока, педагогичес­кий потенциал которых используется явно недостаточно. Примером могут служить повторительно-обобщающие уроки. Но это преимущественно уроки повторе­ния, а не обобщения. К тому же обобще­ние может быть не только воспроизводя­щим, а и творческим, обеспечивающим расширение и углубление ранее усвоенных знаний.

Нетрадиционные уроки, особенно при­шедшие из средств массовой информации, из телевидения (пресс-конференции, «круглые столы», уроки-состязания, КВН, «Что? Где? Когда?» и др.), привлекли внима­ние необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, со­стязательностью, интересным содержани­ем, они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик не деклара­тивно, а действительно становится в центр учебного процесса.

В предлагаемой классификации исполь­зована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными форма­ми. Их число в настоящее время очень ве­лико, поэтому возникает необходимость классификации.

Так, на интегрированных уроках учащие­ся могут усваивать новые знания по раз­ным учебным предметам, их нередко ве­дут два-три учителя. Однако если они про­водятся на известном учащимся материа­ле, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же можно сказать и об уроках-путешествиях, экспедициях. Если они заканчиваются опи­санием территории или компонентов ее природы, то это получение новых знаний, а если учитель распределяет роли учащих­ся по географическим «специальностям», выделяя геоморфологов, климатологов, гидрологов и др. и учит описывать компо­ненты природы, то это скорее уроки фор­мирования новых знаний и умений. Воз­можно включение подобных уроков и в группу комбинированных.

Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые техноло­гии обучения отличаются исключитель­ным разнообразием. Основной мотив игры — не результат, а процесс. Это усили­вает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эф­фект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в систе­ме. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их со­ставлению), от описаний (уроки-путеше­ствия) к объяснениям (уроки-экспедиции, исследования).

Классификация уроков нетрадицион­ной формы позволяет определить их мес­то в реализуемой учителем системе и, сле­довательно, более обоснованно планиро­вать, используя всю их «палитру», добива­ясь поставленных целей.

Согласованная и обоснованная система уроков нетрадиционной фор­мы — существенный фактор усвоения знаний и развития личности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: