Основная. ТЕМА 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

ТЕМА 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни

1. Многообразие феноменологии в психологии личности. Практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества.

2. Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Проблема личности и уровни методологии науки.

3. Человек и его место в различных системах. Человек и мир человека. Системный и историко-эволюционый подход к личности.

4. Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. С. 31-50, 70-110 (2, 3, 4).

2. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т.2. (2)

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С. 24-29, 52-60, 68-72 (2, 3).

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. С. 159-182 (2).

5. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М.: Смысл, 1997. С. 9-13, 35-38 (2, 3).

6. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С. 175-177.

7. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека" // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 146-168 (3).

К. Леви-Стросс http://libbooks.ru/bookbox_113437.html

Г. Оллпорт - http://psylib.org.ua/books/olpor01/txt05.htm

Дополнительная

1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 147-164 (1).

2. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 208-215 (2).

3. Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер. Бекер-Эдди. Фрейд. М.: Политиздат, 1992 (1).

4. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998. С. 435-466 (4).

Еремина – Леви-Стросс.

Гаёва - Эфроимсон
ТЕМА 2. Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности

1. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.

2. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность — “безличные” предпосылки и основания развития личности.

3. Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Положение Д.Н.Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности. Выделение функциональных потребностей, их характеристика и экспериментальное исследование (потребность во впечатлениях /Л.И.Божович/, потребность в общении /М.И.Лисина/). Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности (В.А.Петровский).

4. Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н.Леонтьев). Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как движущее противоречие в развитии личности. Схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б.Эльконин).

5. Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С.Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда.

6. Социогенетические периодизации развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В.Петровский).

7. Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона: эпигенетический принцип развития. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерии ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности. Развитие чувства «Я» по Г.Олпорту.

8. Жизненный путь человека как история индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость.

ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: