Рассмотрим некоторые из этих характеристик

«Я» — это самосознание личности, формирующееся в процес­се общения на основе языка и мышления.

«Я»-о6раз — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека «Я» обязательно является положительным, при этом нередко мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный ха­рактер и выступает в форме самоуважения.

Реальное «Я»это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формирующаяся в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплек­сом неполноценности (идея немецкого психолога А. Адлера) как следствием неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т.д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее, чем осознанная оценка («Я»-образ), иногда это приводит к «сверхнормальному» стремлению самоутверждения в форме не­ограниченной личной власти или в форме жертвенного служения человечеству.

Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосознавае­мой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще похож на конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, на идеализированные размышления о том, кем я могу стать, если когда-нибудь этого захочу.

Имидж — это как бы «Я»-внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих,

Локус контроля (лат. 1окш — место). Существует два край­них типа данного понятия, предложенного американским психо­логом Д. Роттером: интернальный и экстерналъный. В первом случае человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интел­лектуальных способностей, во втором — считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил — помощи или давления окружения и т. п.

Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чув­ствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение опреде­ляется внутренней стратегией. В итоге человек может восприни­мать социальные проблемы как нормальное явление и быть впол­не адаптированным к ним, и наоборот. Поэтому оценивать содер­жание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям, а с точки зрения мировых стан­дартов, цивилизации и культуры, общечеловеческого образа и сти­ля жизни.

Каждая личность формирует собственную стратегию жиз­ни — общее направление жизнеутверждения личности, устойчи­вую систему обобщенных способов преобразования текущих жиз­ненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации.

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить:

1 психодинамические,

2 бихевиорист­ские,

3 когнитивные,

4 гуманистические,

5 интеракционизм,

6 экзистенциальные.

Среди отечественных социально-психологических теорий лич­ности можно выделить: теорию отношений В.Н.Мясищева, тео­рию установки Д.Н.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова. А.Асмолов, Е.Шорохова, В.Ядов, Е.Белинская.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: