«Я» — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления.
«Я»-о6раз — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека «Я» обязательно является положительным, при этом нередко мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.
Реальное «Я» — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формирующаяся в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога А. Адлера) как следствием неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т.д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее, чем осознанная оценка («Я»-образ), иногда это приводит к «сверхнормальному» стремлению самоутверждения в форме неограниченной личной власти или в форме жертвенного служения человечеству.
Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще похож на конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, на идеализированные размышления о том, кем я могу стать, если когда-нибудь этого захочу.
Имидж — это как бы «Я»-внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих,
Локус контроля (лат. 1окш — место). Существует два крайних типа данного понятия, предложенного американским психологом Д. Роттером: интернальный и экстерналъный. В первом случае человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способностей, во втором — считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил — помощи или давления окружения и т. п.
Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. В итоге человек может воспринимать социальные проблемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и наоборот. Поэтому оценивать содержание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям, а с точки зрения мировых стандартов, цивилизации и культуры, общечеловеческого образа и стиля жизни.
Каждая личность формирует собственную стратегию жизни — общее направление жизнеутверждения личности, устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации.
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить:
1 психодинамические,
2 бихевиористские,
3 когнитивные,
4 гуманистические,
5 интеракционизм,
6 экзистенциальные.
Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н.Мясищева, теорию установки Д.Н.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова. А.Асмолов, Е.Шорохова, В.Ядов, Е.Белинская.