double arrow

Интеракционизм

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

В русле интеракционизма развивается ролевая теория личности. Ролевая концепция личности возникла в американской соци­альной психологии в 30-х гг. XX в. и получи­ла распространение в различных социологических течениях. Основные положения этой теории были сформулированы Г.Кули и Дж.Мидом. Л ичность, в этой теории, рассматривается как функция от того множества социальных ролей, которые присущи любому индиви­ду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе мно­жества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую одежду);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая одежда);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию дру­гих (Видимо, я буду так одеваться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Американский психолог Дж. Мид в своих работах показал, что процесс усвоения социальных ролей начинается еще в детстве и проходит в три этапа:

1) имитация, когда ребенок подражает поведению взрослых, не понимая смысла своих действий;

2) индивидуальная игра, когда ребенок в ходе индивидуаль­ной игры осваивает первые социальные роли (играя в «доч­ки-матери», усваивает социальную роль «родитель», играя в «доктора» или «магазин», усваивает профессиональные роли и т.д.), понимает смысл поведения, импровизирует и отрабатывает варианты действий;

3) групповая игра, когда человек, включаясь в коллективную игру (футбол, волейбол, и т.д.), учится ориентироваться на мнение группы. 'Здесь отрабатывается на малом социаль­ном масштабе смысловое содержание понятий «норма», санкция». Правила игры — прообраз законодательной базы, мнение группы играющих — прообраз общественного мне­ния, которое расценивается человеком как мнение «значи­мого другого». В ходе игры ребенок понимает, что нельзя не учитывать мнения «значимого другого». Таким образом, групповая игра готовит ребенка к взрослой жизни. Ролевая теория личности описывает социальное поведение личности не только понятием «социальная роль», но и понятием «социальный статус».

Социальный статус — это определенная позиция, занимае­мая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, кото­рый должен выполнять человек в социальной группе, обществе, и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуще­ствления этих функций.

Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сфе­рах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней пози­ции (в установках, ценностных ориентациях т.д.), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).

Свой статус человек сравнивает с положением других людей — товарищей по работе, друзей, родственников, бывших сокурсни­ков и др.

Социальный статус, если он достаточно высок, может быть предметом гордости и глубокой личной самоудовлетворенности, или напротив, если он низок, вызывать отрицательные эмоции, переживания и т.д.

При любом изменении социальной позиции человека в социальной системе серьезным изменениям подвергается сама чело­веческая личность, собственное «Я» человека, его самосознание и самооценка. Трансформируется и система социальных отношений, в которой оказывается человек, меняются реакции окружающих

людей, изменяется нормативная структура их ожидании в отно­шении к дайной личности.

Каждого человека характеризует не один, а несколько стату­сов. Р.Мертон ввел понятие «статусный набор», которое применя­ется для обозначения всей совокупности статусов данного челове­ка. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой или главный статус, характерный для данного индивида.

Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отож­дествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что глав­ный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия оп­ределяют главный статус человека. Это могут быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. В общем, главным для жизнедеятельности че­ловека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения лич­ности.

В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана, теория ролей (Т. Сарбин) и теория референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: