Бихевиористский подход к пониманию личности

Слово «бихевиоризм» происходит (от английского) — поведение. Бихевиоризм представлен прежде теоретическими взглядами американских психологов Д. Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер. Д. Б. Уотсон (1878-1958) считается основателем бихевиоризма. В своих взглядах он утверждал, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция, стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул. Сознание и прочие субъективные понятия отрицаются бихевиористами.

Американский психолог Б.Скиннер расширяя классическую теорию условных рефлексов определяет личность как сумму паттернов поведения. Паттерном поведения он называл некоторую целостную совокупность поведенческих реакций. Раз­личные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каж­дая индивидуальная реакция основана исключительно на преды­дущем опыте и генетической истории.

Б.Скиннер предложил модель оперантного поведения: организм самопроизвольно вырабатывает реакции на стимулы. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания за нежелательные реакции или поощрения за желаемые. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реак­ций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляю­щие стимулы регулируют поведение и управляют им.

*Первичные подкрепители — прямые физические вознаграж­дения.

*Вторичные подкрепители — нейтральные стимулы, кото­рые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег — один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точ­ки зрения Б. Скиннера, — только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизнен­ного опыта.

Фикции- представления или понятия, с которыми мы оперируем таким образом, как если бы им соответствовало в действительности то, чего на самом деле не существует - приписываем, напр., предмету качество, которого он в действительности не имеет, ставим лицо в положение, которого оно не занимает в действительности,

Понимание личности с позиций гуманистической психологии. (Г. Оллпорт,А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

К. Роджерс (основатель гуманистического направления) при рассмотрении личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Гуманистическая психология исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Самоактуализация личности происходит и в межличностной общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания, могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения.

Конгруэнтность означает точное «соответствие опыта, осознания и сообщения». Чем больше партнер А воспринимает общение со стороны партнера В как соответствие опыта, осознания сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности. Так формулирует закон конгруэнтности К. Роджерс, При этом он отмечает, что игнорирование данного закона ведет ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низ­ших к высшим. Это:

*физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

*потребность безопасности,

*потребность в любви и принадлежности,

*потребность в уважении,

*потребность в самоак­туализации.

Согласно учению Маслоу, основной потребностью человека является потребность в самоактуализации- реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и таланта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: