Понятие личности в социальной психологии.
В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности очень велик. Поэтому практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика и психология.
Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.
Личность формируется в результате взаимовлияния биологических (врожденных) характеристик психики индивида и его социального опыта. Поскольку человек уже с момента рождения оказывается в системе разнообразных социальных связей, практически невозможно разделить биологические и социальные детерминанты его будущей личности. Генетически обусловленные черты психики (пол, темперамент, природные задатки) определяют усвоение социального опыта.
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности:
1) биологический;
2) социологический;
3) индивидуально-психологический;
4) социально-психологический и др.
С точки зрения биологического подхода, развитие личности представляет собой развертывание генетической программы.
С точки зрения социологического подхода, личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. В социологии личность рассматривается не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как некий социальный тип, как деиндивидуализированная личность – продукт, носитель, выразитель общественных тенденций. Главная проблема социологического анализа личности — это проблема социальной типологии личности.
Психологический подход: Для общей психологии личность выступает как вся совокупность свойств человека, включая биологические свойства, которые обуславливают социальную значимость, поведения и деятельности человека.
В социальной психологии акцент, при изучении личности, ставится на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т.д.
Специфика социальной психологии личности связана, во-первых, с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы. В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.
Во-вторых, социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.
В-третьих, социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.
В-четвертых, социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т. е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением.
В отечественной науке проблематику социальной психологии личности разрабатывают такие ученые, как А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская и др. Г. М.
Одним из отечественных ученых, кто рассматривал личность как объект исследования соц.психологии, был Платонов. Он выделял в структуре личности ее различные 4 подструктуры: 1) биологически обусловленная подструктура в которую входят типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3) Индивидуальный социальный опыт личности, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер; 4) подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения). Эти подструктуры различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний.
По мнению Платонова, подструктуры эти различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний, именно по выбору этих подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной.
Общая психология концентрирует свое внимание на трех подструктурах:
* биологической (пол, возраст, темперамент),
* психологической (память, эмоции, мышление) и
* социального опыта (знания, навыки, умения, привычки), а на долю социальной психологии остается
*четвертая подструктура направленности (убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы).
Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:
1)интересы;
2)способности;
3) темперамент.
Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:
1) направленность (установки, интересы, потребности);
2)способности;
3) темперамент и характер.
А.Н. Сухов и А.А. Деркач отмечают, что социально-психологическая структура личности включает:
* ментальность,
* ценностно-смысловую сферу,
* мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь),
* когнитивные характеристики (картины мира);
* «Я»-характеристики» («Я»-концепцик», «Я-образ», самоотношение, самооценку);
* локус контроля; социально-психологическую компетентность личности;
* статусно-ролевые характеристики личности;
* моциональные психические состояния, социальные чувства личности.