Социально-психологические теории личности

Понятие личности в социальной психологии.

В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности очень велик. Поэтому практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика и психология.

Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность формируется в результате взаимовлияния биологических (врожденных) характеристик психики индивида и его социального опыта. Поскольку человек уже с момента рождения оказывается в системе разнообразных социальных связей, практически невозможно разделить биологические и социальные детерминанты его будущей личности. Генетически обусловленные черты психики (пол, темперамент, природные задатки) определяют усвоение социального опыта.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к понима­нию личности:

1) биологический;

2) социологический;

3) инди­видуально-психологический;

4) социально-психологический и др.

С точки зрения биологического подхода, развитие личности представляет собой развертывание генетической программы.

С точки зрения социологического подхода, личность представ­ляет собой продукт культурно-исторического развития. В социологии личность рассматривается не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как некий социальный тип, как деиндивидуализированная личность – продукт, носитель, выразитель общественных тенденций. Главная проблема социологического анализа личности — это проблема социальной типологии личности.

Психологический подход: Для общей психологии личность выступает как вся совокупность свойств человека, включая биологические свойства, которые обуславливают социальную значимость, поведения и деятельности человека.

В социальной психологии акцент, при изучении личности, ставится на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т.д.

Специфика социальной психологии личности связана, во-первых, с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы. В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.

Во-вторых, социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.

В-третьих, социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.

В-четвертых, социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т. е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением.

В отечественной науке проблематику социальной психологии личности разрабатывают такие ученые, как А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская и др. Г. М.

Одним из отечественных ученых, кто рассматривал личность как объект исследования соц.психологии, был Платонов. Он выделял в структуре личности ее различные 4 подструктуры: 1) биологически обусловленная подструктура в которую входят типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3) Индивидуальный социальный опыт личности, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимуществен­но в процессе обучения, имеет социальный характер; 4) подструктура направленности личности наиболее социаль­но обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения). Эти подструктуры различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний.

По мнению Платонова, подструктуры эти различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний, именно по выбору этих подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной.

Общая психология концен­трирует свое внимание на трех подструктурах:

* биологической (пол, возраст, темперамент),

* психологической (память, эмоции, мыш­ление) и

* социального опыта (знания, навыки, умения, привыч­ки), а на долю социальной психологии остается

*четвертая под­структура направленности (убеждения, мировоззрение, личност­ные смыслы, интересы).

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

1)интересы;

2)способности;

3) темперамент.

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

2)способности;

3) темперамент и характер.

А.Н. Сухов и А.А. Деркач отмечают, что социально-психоло­гическая структура личности включает:

* ментальность,

* ценно­стно-смысловую сферу,

* мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь),

* когнитивные харак­теристики (картины мира);

* «Я»-характеристики» («Я»-концепцик», «Я-образ», самоотношение, самооценку);

* локус контроля; соци­ально-психологическую компетентность личности;

* статусно-роле­вые характеристики личности;

* моциональные психические состо­яния, социальные чувства личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: