Психодинамические (Психоаналитический)

Психоаналитический подход к пониманию личности (3. Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер).

Психоанализ, как известно, начал австрийский психиатр 3. Фрейд (1856-1939 PP). Эта теория является одним из глубочайших учений о человеческую индивидуальность. Она основана на двух доктринах: во-первых, на доктрине психического детерминизма (любое психическое явление имеет под собой определенную причину), во-вторых, на утверждении 3. Фрейда о том, что бессознательных процессах играют значительнее роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные.

3. Фрейд выделил три сферы психического:

*сознание,

*предсознание и

*бессознательное.

Именно в бессознательном находятся ос­новные детерминанты личности — психическая энергия, побуж­дения и инстинкты. 3. Фрейд как последователь детерминист считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

В структуре личности, по Фрей­ду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) — это основная, первоначальная и центральная часть личности, которая почти целиком бессознательна. Она включает в себя пси­хические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытесне­ны из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинк­там, а с другой — подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряже­ния и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем мораль­ных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняют­ся в область бессознательного или предсознания.

Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализа­ция, сублимация, проекция и избегание.

Сублимаци я- защитный механизм, способ снятиь внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение приемлемых целей, творчества.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случай­ных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т. п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека.

Швейцарский ученый К. Юнг продолжая идеи Фрейда о стуктуре личности предложил идею существова­ния наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного. Содержанием этого коллективного бессознательного являются архетипы, то есть определенные общие формы представлений, в ходе индивидуальной жизни наполняются личным эмоциональным и образным содержанием. Архитипы – это полуосознанное представление о разных социальных ролях, идущих из глубины древности.

Коллективное бессоз­нательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человече­ство в целом.

Карл Юнг выделяет несколько основных (для понимания структу­ры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персонаэто то, какими мы представляем себя миру: ха­рактер, который мы принимаем, наши социальные роли, одеж­да, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эгоцентр сознания, он создает ощущение последовательно­сти и направления в нашей сознательной жизни.

Теньцентр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые от­рицаются индивидом как несовместимые с его персоной или про­тиворечащие социальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус — идеальные бессознательные структуры, отражающие представление о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом нахо­дятся под влиянием этих архетипов.

Самость — центральный архетип порядка и целостности лич­ности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно про­тивостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целост­ность, которая и есть самость.

Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преимущественно направлена либо к внутреннему, либо к внеш­нему миру. Никто не является чистым интровертом или экстра­вертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентации.

Далее – он предложил типологию характера, согласно доминирующей психической функции: мышление, ощущение, интуиция и эмоции/чувства.

Благодаря дальнейшим исследованиям К. Юнг пришел к выводу, что наряду с решающей/ основной психической функцией в сознании индивида всегда есть и второстепенная функция. Значение ее заключается в том, что она в каждом конкретном случае принимается во внимание как вспомогательная и дополнительная. Например, мышление как главная функция легко может сочетаться с интуицией как второстепенной функцией или так же хорошо с чувством, но никогда - с ощущениями, поскольку его сущность находится в слишком сильной противоположности к мышления. При таких обстоятельствах возникают хорошо известные картины: к примеру, практический интеллект, соединенный с чувством; художественная интуиция, связанная с эмоциональностью; философская интуиция, которая базируется на интеллекте и т.д.

В рамках психоаналитического подхода рассматриваются такие социально-психологические проблемы как: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

С уществует и другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: