Психоаналитический подход к пониманию личности (3. Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер).
Психоанализ, как известно, начал австрийский психиатр 3. Фрейд (1856-1939 PP). Эта теория является одним из глубочайших учений о человеческую индивидуальность. Она основана на двух доктринах: во-первых, на доктрине психического детерминизма (любое психическое явление имеет под собой определенную причину), во-вторых, на утверждении 3. Фрейда о том, что бессознательных процессах играют значительнее роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные.
3. Фрейд выделил три сферы психического:
*сознание,
*предсознание и
*бессознательное.
Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности — психическая энергия, побуждения и инстинкты. 3. Фрейд как последователь детерминист считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.
В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
Оно (Ид) — это основная, первоначальная и центральная часть личности, которая почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.
Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.
Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.
Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.
Сублимаци я- защитный механизм, способ снятиь внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение приемлемых целей, творчества.
Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т. п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека.
Швейцарский ученый К. Юнг продолжая идеи Фрейда о стуктуре личности предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного. Содержанием этого коллективного бессознательного являются архетипы, то есть определенные общие формы представлений, в ходе индивидуальной жизни наполняются личным эмоциональным и образным содержанием. Архитипы – это полуосознанное представление о разных социальных ролях, идущих из глубины древности.
Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом.
Карл Юнг выделяет несколько основных (для понимания структуры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона — это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.
Эго — центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.
Тень — центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Анима и Анимус — идеальные бессознательные структуры, отражающие представление о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.
Самость — центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.
Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преимущественно направлена либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентации.
Далее – он предложил типологию характера, согласно доминирующей психической функции: мышление, ощущение, интуиция и эмоции/чувства.
Благодаря дальнейшим исследованиям К. Юнг пришел к выводу, что наряду с решающей/ основной психической функцией в сознании индивида всегда есть и второстепенная функция. Значение ее заключается в том, что она в каждом конкретном случае принимается во внимание как вспомогательная и дополнительная. Например, мышление как главная функция легко может сочетаться с интуицией как второстепенной функцией или так же хорошо с чувством, но никогда - с ощущениями, поскольку его сущность находится в слишком сильной противоположности к мышления. При таких обстоятельствах возникают хорошо известные картины: к примеру, практический интеллект, соединенный с чувством; художественная интуиция, связанная с эмоциональностью; философская интуиция, которая базируется на интеллекте и т.д.
В рамках психоаналитического подхода рассматриваются такие социально-психологические проблемы как: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.
С уществует и другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.