Когнитивный подход к пониманию личности

Очень разнородное направление. Общее у всех – стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Когнитивный подход выявляет влияние рациональных и интел­лектуальных процессов психики на поведение человека. Оно при­дает особое значение когнитивным процессам — мышлению, осоз­нанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту. Представители когнитивной школы {Ж. Пиаже,Дж. Брунер, Р. Аткинсон, Левин, Фестингер, Осгуд и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Представитель когнитивного направления, Джордж Келли создал концепцию личности которая называется теорией личност­ных конструктов. Она рассматривает человека как ученого-иссле­дователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситу­ациях с помощью определенных понятийных систем — моделей интерпретации действительности. Келли обозначил их как «лич­ностные конструкты».

По своему содержанию личностный конструкт ~ это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать своп опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуа­ции, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен. У каждого человека складывается своя собственная уникаль­ная система конструктов, и люди отличаются друг от друга этими системами.

К теориям когнитивного подхода можно отнести:

Теории когнитивного соответствия (Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Танненбаум, Абельсон, Розенберг)

Теория структурного баланса Ф.Хайдера.

Теория коммуникативных актов Ньюкома.

Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.

Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П. Танненбаума

Понимание личности с точки зрения трансакционного ана­лиза.

Трансактный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:

1. Все люди ОК (О`кей);

2. Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен);

3. Люди сами определяют собственную судьбу, а потому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.

Согласно Трансакционному анализу и немецкому психологу Эрик Берну в каждом из нас можно выделить три Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

Человек е процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый мо­мент бремени обнаруживает одно из этих состояний. Например:

1. Эго-состояние Родителя – каждый, независимо от возраста хранит в себе набор «Эго» состояний, повторяющих «Эго» состояния его родителей (как он их воспри­нимал). Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.

2. Эго-состояние Взрослого — у каждого человека (не исключая детей) есть со­стояния «Эго», направленные на объективную оценку реально­сти, на обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый». Это состояние ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

3. Эго-состояние Ребенока каждый человек независимо от возраста хранит в себе набор впечатлений своего детства, запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других, которые при опреде­ленных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый таит в себе маленького мальчика или девочку.

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул — «Привет!», реакция — «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями) наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

1. Параллельные — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников.

2. Пересекающиеся — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.

3. Скрытые трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции являются почвой для развития психологических игр. Теория игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых транзактными аналитиками.

Эрик Берн утверждает, что большинство людей в своей жиз­ни в основном занимаются играми, очень мало времени посвящая, подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей ис­тинное удовлетворение. Как правило, игра усваивается в детстве, и в дальнейшем чело­век не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры явля­ется пребывание в том или ином состоянии «Я», которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое». Например, взрослый, привыкший в детстве к критике и наказаниям, получае­мым от собственной матери, может и во взрослом состоянии как бы нечаянно совершать поступки, вызывающие на него гнев со стороны женщины (это могут быть жена, начальница на работе и т.д.). Это будет приносить ему неосознаваемое удовлетворение от переживания своего детского состояния, оказанного ему, пусть негативного, внимания и испытываемого при этом чувства вины. Эрик Берн составил целую картотеку подобных игр, которые часто повторяются в психотерапевтической практике.

В рамках транзактного анализа Эриком Берном разработана теория сценариев и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребенком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить.

Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к "избавлению" от сценария. Как и сценарий, антисценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается "Ребенком" (Ре) родителя, в то время как антисценарий - его "Родителем" (Р). К примеру, для сценария "Ты должна страдать" антисценарием может являться "Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж". В данном случае Эрик Берн проводил аналогию антисценария со "снятием проклятия злой ведьмы" (из сказки "Спящая Красавица").

При невозможности действий согласно сценарию человек может сформировать антисценарий - "сценарий наоборот". Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, все так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека все так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий - его судьбу.

Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребенка. У Эрика Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребенку «будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребенку понять, что ребенок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психоло­гии.

Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существова­ния. Представителями экзистенциальной психологии можно счи­тать В.Дильтея, Э.Фромма, Б.Франкла и др.

Основным сугубо человеческим стремлением, по В.Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни — сама жизнь ста­вит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно от­вечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни в прин­ципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Он все­гда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек может найти и реализовать смысл жизни при любых обстоятельствах.

В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть — орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценденцией человека. Смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огром­ные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. В. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждал, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуа­ции имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.

Наоборот, отсутствие смысла жизни, экзистенциальный ва­куум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: