Очень разнородное направление. Общее у всех – стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Когнитивный подход выявляет влияние рациональных и интеллектуальных процессов психики на поведение человека. Оно придает особое значение когнитивным процессам — мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту. Представители когнитивной школы {Ж. Пиаже,Дж. Брунер, Р. Аткинсон, Левин, Фестингер, Осгуд и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.
Представитель когнитивного направления, Джордж Келли создал концепцию личности которая называется теорией личностных конструктов. Она рассматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем — моделей интерпретации действительности. Келли обозначил их как «личностные конструкты».
По своему содержанию личностный конструкт ~ это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать своп опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен. У каждого человека складывается своя собственная уникальная система конструктов, и люди отличаются друг от друга этими системами.
К теориям когнитивного подхода можно отнести:
Теории когнитивного соответствия (Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Танненбаум, Абельсон, Розенберг)
Теория структурного баланса Ф.Хайдера.
Теория коммуникативных актов Ньюкома.
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.
Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П. Танненбаума
Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа.
Трансактный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:
1. Все люди ОК (О`кей);
2. Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен);
3. Люди сами определяют собственную судьбу, а потому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.
Согласно Трансакционному анализу и немецкому психологу Эрик Берну в каждом из нас можно выделить три Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
Человек е процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый момент бремени обнаруживает одно из этих состояний. Например:
1. Эго-состояние Родителя – каждый, независимо от возраста хранит в себе набор «Эго» состояний, повторяющих «Эго» состояния его родителей (как он их воспринимал). Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.
2. Эго-состояние Взрослого — у каждого человека (не исключая детей) есть состояния «Эго», направленные на объективную оценку реальности, на обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый». Это состояние ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
3. Эго-состояние Ребенока — каждый человек независимо от возраста хранит в себе набор впечатлений своего детства, запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый таит в себе маленького мальчика или девочку.
Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул — «Привет!», реакция — «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями) наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:
1. Параллельные — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников.
2. Пересекающиеся — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
3. Скрытые трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции являются почвой для развития психологических игр. Теория игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр — это один из методов, используемых транзактными аналитиками.
Эрик Берн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми, очень мало времени посвящая, подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение. Как правило, игра усваивается в детстве, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры является пребывание в том или ином состоянии «Я», которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое». Например, взрослый, привыкший в детстве к критике и наказаниям, получаемым от собственной матери, может и во взрослом состоянии как бы нечаянно совершать поступки, вызывающие на него гнев со стороны женщины (это могут быть жена, начальница на работе и т.д.). Это будет приносить ему неосознаваемое удовлетворение от переживания своего детского состояния, оказанного ему, пусть негативного, внимания и испытываемого при этом чувства вины. Эрик Берн составил целую картотеку подобных игр, которые часто повторяются в психотерапевтической практике.
В рамках транзактного анализа Эриком Берном разработана теория сценариев и усовершенствована Клодом Штайнером.
Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребенком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить.
Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к "избавлению" от сценария. Как и сценарий, антисценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается "Ребенком" (Ре) родителя, в то время как антисценарий - его "Родителем" (Р). К примеру, для сценария "Ты должна страдать" антисценарием может являться "Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж". В данном случае Эрик Берн проводил аналогию антисценария со "снятием проклятия злой ведьмы" (из сказки "Спящая Красавица").
При невозможности действий согласно сценарию человек может сформировать антисценарий - "сценарий наоборот". Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, все так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека все так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.
Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий - его судьбу.
Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребенка. У Эрика Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребенку «будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребенку понять, что ребенок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.
Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии.
Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существования. Представителями экзистенциальной психологии можно считать В.Дильтея, Э.Фромма, Б.Франкла и др.
Основным сугубо человеческим стремлением, по В.Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Не человек ставит вопрос о смысле жизни — сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни в принципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Он всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек может найти и реализовать смысл жизни при любых обстоятельствах.
В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть — орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценденцией человека. Смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. В. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждал, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.
Наоборот, отсутствие смысла жизни, экзистенциальный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей.