double arrow

Проблемы профессионализма и профессиональной компетентности специалиста по социальной работе


При характеристике требований к специалисту часто исполь­зуется термин «компетентность». Данный термин обозначает уро­вень развития основных профессиональных составляющих — зна­ний и умений, благодаря чему достигается высокий уровень про­дуктивности деятельности.

В. А. Якунин выделяет внутренние критерии успешности обучения и воспитания специалиста: общая и профессиональная компетен­тность; профессиональная направлен­ность и учебная мотивация; актив­ность; умственная самостоятельность; творчество; способность к са­моуправлению. Внешними критериями успешности являются адап­тация выпускника на производстве; профессиональная устойчивость (или миграция) выпускника; темпы роста профессионального мас­терства и связанное с ним должностное продвижение.

При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специа­листа социальной работы необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетент­ность» и «профессионализм».

Компетенция (от лат.) — 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопро­сов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция в широком смысле этого слова понимается как "способность вы­полнить какую-то задачу или сделать что-то". Термин "компетентность" является меж­дисциплинарным и используется в ме­неджменте, психологии, педагогике, акмеологии и других гуманитарных науках.

По мнению В. Г. Зазыкина, профессио­нальная компетентность входит в под­структуру профессиональных харак­теристик акмеограммы специалиста.

Акмеограммаэто система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста.

Акмеология– это наука, изучающая ступени, вершины зрелости человека как личности и как профессионала, а также пути совершенствования человека.

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском об­щении с людьми при решении их жизненных проблем.

Профессиональную компетентность социального работника можно подразделить на два вида:

управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу это­го вида компетентности составляют знания научных основ ор­ганизации соответствующих государственных структур. Сюда также относятся знания технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности труда руководи­теля, этики, психологии руководства, культуры речи и т.д.;

психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями психологии и педагогики. Психологическая компе­тентность социального работника должна быть достаточно вы­сокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходит­ся решать общепсихологические, дифференциально-психоло­гические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Управление и работа с населением по оказа­нию помощи предъявляют к спе­циалисту особые требования ком­муникативной компетентности.

Коммуникативная (или со­циально-психологическая) ком­петентность — это способность индивида эффективно взаимо­действовать с окружающими людьми.

В ее состав входят:

· умение ориентироваться в социальных ситуациях;

· умение правильно опре­делять личностные особенности и эмоциональные состояния дру­гих людей;

· умение выбирать и реа­лизовывать адекватные способы взаимодействия.

Категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятель­ности (А. А. Деркач). Профессионализм деятельности включает в себя высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профес­сиональных навыков и умений, владе­ние современными алгоритмами и спо­собами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять де­ятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности предполага­ет высокий уровень развития професси­онально важных качеств, личностно де­ловых качеств, адекватный уровень при­тязаний, мотивационную сферу и ценно­стные ориентации, направленные на про­грессивное развитие специалиста.

Можно говорить о высоком, среднем и низком уровне профес­сионализма деятельности представителя той или иной профессии.

К характеристикам профессионализмаотносятся:

· высокая продуктивность;

· высокий уровень квалификации и профессиональной компе­тентности;

· оптимальная интенсивность и напряженность;

· высокая точность и надежность;

· высокая организованность;

· низкая опосредованность;

· владение современным содержанием и современными сред­ствами решения профессиональных задач;

· стабильность высоких показателей качества;

· возможность развития субъекта труда как специалиста;

· направленность на достижение положительных социально-значимых целей.

Пути достижения профессионализма могут быть различными.

Следующий вариант показатели профессионализма деятельности специалиста социальной работы:

Анализ ис­следований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельно­сти социального работника: