При характеристике требований к специалисту часто используется термин «компетентность». Данный термин обозначает уровень развития основных профессиональных составляющих — знаний и умений, благодаря чему достигается высокий уровень продуктивности деятельности.
В. А. Якунин выделяет внутренние критерии успешности обучения и воспитания специалиста: общая и профессиональная компетентность; профессиональная направленность и учебная мотивация; активность; умственная самостоятельность; творчество; способность к самоуправлению. Внешними критериями успешности являются адаптация выпускника на производстве; профессиональная устойчивость (или миграция) выпускника; темпы роста профессионального мастерства и связанное с ним должностное продвижение.
При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной работы необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».
|
|
Компетенция (от лат.) — 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция в широком смысле этого слова понимается как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то". Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется в менеджменте, психологии, педагогике, акмеологии и других гуманитарных науках.
По мнению В. Г. Зазыкина, профессиональная компетентность входит в подструктуру профессиональных характеристик акмеограммы специалиста.
Акмеограмма – это система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста.
Акмеология – это наука, изучающая ступени, вершины зрелости человека как личности и как профессионала, а также пути совершенствования человека.
Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем.
Профессиональную компетентность социального работника можно подразделить на два вида:
— управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относятся знания технологии социальной работы, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т.д.;
|
|
— психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.
Управление и работа с населением по оказанию помощи предъявляют к специалисту особые требования коммуникативной компетентности.
Коммуникативная (или социально-психологическая) компетентность — это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
В ее состав входят:
· умение ориентироваться в социальных ситуациях;
· умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
· умение выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия.
Категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного, как профессионализм личности и профессионализм деятельности (А. А. Деркач). Профессионализм деятельности включает в себя высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности предполагает высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.
Можно говорить о высоком, среднем и низком уровне профессионализма деятельности представителя той или иной профессии.
К характеристикам профессионализма относятся:
· высокая продуктивность;
· высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;
· оптимальная интенсивность и напряженность;
· высокая точность и надежность;
· высокая организованность;
· низкая опосредованность;
· владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;
· стабильность высоких показателей качества;
· возможность развития субъекта труда как специалиста;
· направленность на достижение положительных социально-значимых целей.
Пути достижения профессионализма могут быть различными.
Следующий вариант показатели профессионализма деятельности специалиста социальной работы:
Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника: