Понятие о «профессиограмме» и «психограмме» социального работника

Акмеология – это наука, изучающая ступени, вершины зрелости человека как личности и как профессионала, а также пути совершенствования человека.

Продуктивной в акмеологии считают деятельность, отличающуюся высокими показателями качества (производительностью, оптимальной интенсивностью и напряженностью, высокой точностью и надежностью, организованностью, независимостью от внешних обстоятельств), которая преследует положительные социально значимые цели, сохраняет здоровье специалиста и развивает его как л личность. Характеристики продуктивной деятельно­сти соотносятся с признаками мастерства.

Акмеограмма — система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы.

Для изучения требований к профессии используют методы профессиографии и акмеографии.

Методы профессиографии нацелены на достижение такого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые бы обеспечили общественной приемлемое качество труда.

Акмеографический подход решает задачи развития профессионализма и мастерства

Профессиограмма - это требования профессии к личностным качествам, психологическим особенностям и психологическим возможностям человека.

Профессиограмма — это системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии; исходя из этих требований определяются необходимые для данного вида основные профессиональные деятельности качества личности, составляющие основу профессиональной пригодности людей. Ядром профессиограммы является психограмма.

Психограмма -это главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности.

Составление профессиограммы, психограммы и акмеограммы на практике не всегда возможно. В массовых профессиях (к которым относится и социальная работа) часто приходится говорить об общественно-приемлемом качестве труда, но отнюдь не о профессионализме. Приходится мириться с тем, что работник лишь поддерживает основные профессиональные функции на должном уровне. Возникает проблема выделения необходимых для профессии знаний и умений.

Для того чтобы достигнуть мастерства в профессиональной деятельности необходимо обладать стартовыми возможностями, способностями, знаниями, квалификацией, компетентностью, навыками и высокой мотивацией. Очень важно, чтобы профессионал обладал не только мастерством, но и отличался высокой стабильностью результатов. К сожалению, лица, достигшие высокого уровня мас­терства, не всегда проявляют высокую стабильность профессио­нальных достижений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: