Процессуально-результативные показатели

· Результа­тивные показатели: достигает ли личность желаемых резуль­татов в труде?

Критериями эффективности деятельности социаль­ного работника могут быть: анализ состояния проблем клиен­тов и результатов их решения; динамика включенности клиен­тов в различные виды социальной деятельности; динамика в от­ношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям; результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме; оценка социально-психологической обстановки, мик­роклимата в социуме; уровень профессионального роста соци­ального работника как специалиста.

· Процессуальные показатели: использует ли социальный ра­ботник при достижении своих результатов в работе современ­ные социальные методы, приемы, технологии?

3. Нормативно-этические показатели: усвоил ли социаль­ный работник нормы, стандарты, принципы, эталон профессии; умеет ли он на практике следовать эталонам профессии на уров­не мастерства; умеет ли соблюдать честь и достоинство профес­сий, осознает ли ее значимость в обществе?

4. Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личнос­ти и деятельности? Актуальный уровень профессионального развития — это те результаты, которые в настоящее время он достиг в работе. Вместе с тем, это и личностные ресурсы, кото­рые он применяет для достижения результата: знания, умения, качества личности.

5. Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли чело­век перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития?

6. Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профес­сиональной квалификации; готов ли он изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, обмениваться опы­том работы с коллегами?

7. Показатели социальной активности и конкурентоспо­собности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии?

8. Технологические показатели позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельности в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специа­листов по социальной работе. К ним можно отнести: владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации чело­века.

9. Показатели инновационного характера: новаторство,ин­дивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности. По своему инновационнному потенциалу нововведения делятся на модифицирующие (использование механизмов, методов и приемов, которые раз­вивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.), комбинаторные (означают индивидуально-личностную позицию социального работника в разработке и применении на практике различных методов и приемов, наиболее эффективных в данной ситуации) и радикальные (отказ от укоренивших­ся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, что от­вечают требованиям времени и конкретной ситуации). (А.И.Пригожин).

Показателями профессионализма социального работника являются также:

Условия эффективного взаимодействия с клиентом.

· профессиональная объективность и нейтралитет. Профессионализм в данном случае выражается в том, чтобы сохра­нить баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию. В случае слишком сильной «солида­ризации» социального работника с ситуацией клиента возмож­на потеря перспективы и объективности в отношениях. Если же социальный работник не проявит достаточную заинтересованность в решении проблемы клиента, то, соответственно, он не будет способен реализовать ту эмоциональную энергию, ко­торая необходима для изменения, разрешения существующей ситуации;

· предвидение, активизация и использование возможно­стей самого клиента. Профессионализм социального работни­ка реализуется не только в привлечении помощи нуждающе­муся человеку извне, но и в умении помочь включить его собст­венные ресурсы и потенциалы с целью выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации;

· качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом. Характер взаимоотношений между клиентами и социальным работником должен быть адекватным и соответст­вовать этическим нормам и принципам. В этом случае можно говорить не только о качестве оказанной услуги, но и о качест­венно-эффективном уровне взаимоотношений, складывающих­ся между клиентом и социальным работником.

Позиция «полномочного партнерства» побуждает социаль­ного работника «владеть ситуацией», видеть разницу между ро­лью «поддержки и заботы» и ролью «регулирования и контро­ля» и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения.

Таким образом, профессионалом можно считать социально­го работника, который (Н.Б.Шмелева):

соответствует требованиям профессии (личностный и про­фессиональный потенциал), вносит определенный вклад в со­циальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий на­селения;

личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально необходимые качес­тва, компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;

достигает желаемых сегодня обществом результатов по со­циальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;

использует современные, оптимально-эффективные мето­ды, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;

выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осоз­нает ее значимость в обществе; -

привносит в профессиональную деятельность индивиду­ально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;

осознает перспективу и зону своего ближайшего профес­сионального образования, повышения квалификации, самооб­разования, изучения отечественного и зарубежного опыта;

имеет уже сегодня необходимый уровень профессиональ­ных и личностных качеств, знаний и умений;

социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопро­сы о практике, отношении к профессии, ее статусу; ищет резер­вы решения профессиональных, социальных проблем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: