Профессиональное воспитание и обучение специалиста

Профессиональное становление специалиста — сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности студента, формированию личностной модели самодвижения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

Процесс профессионализации социальной работы, подготовки профессиональных социальных работников начинается с профессиональной ориентации – системы мер, направленной на оказание помощи молодежи в выборе профессии социального работника, специалиста в этой сфере.

Профессиональный отбор – это научно обоснованный допуск людей к определенного вида профессиональному обучению и социальной деятельности; установление соответствия психофизических особенностей человека, его подготовленности и навыков требованиям, предъявляемым спецификой социальной работы.

Профессиональная пригодность – вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении данной профессией. Она лежит в основе принятия экспертного решения в профессиональном отборе и может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям (физическая подготовленность), по конкурсным экзаменам, психологическому обследованию.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф. Зеер, пять стадий:

«оптация» (лат. — желание, избрание) формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

«профессиональная подготовка» —формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

«профессиональная адаптация» — вхождение в профес­сию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессионально деятельности;

«профессионализация» — формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

«профессиональное мастерство» — полная реализация, са­моосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

Выпускник высшей школы, как правило, испытывает трудно­сти при профессиональной адаптации. Часто адаптация проходит несколько месяцев. Причинами этих трудностей является отсутствие знаний, умений, навыков социального взаимодействия и неадек­ватность деятельности учения будущей профессиональной деятельности. Для того чтобы преодолеть эти трудности, необходимо, с одной стороны, увеличить удельный вес нетрадиционных форм обучения (за счет активных мето­дов обучения, совместных форм деятельности преподавателя и студента), с другой — сделать акцент не на передаче знаний, а на развитие профессионально­го мышления и рефлексии (че­рез научную деятельность, твор­ческие задания, разнообразные практики).

Задачи профессионального воспитания и обучения специалиста:

— развитие личностного интереса к выбранной профессии;

— формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

— формирование профессионально-мотивационной установ­ки на будущую деятельность;

— формирование профессионально-личностной «Я-кон­цепции».

Чтобы опреде­литься в своей будущей профессии, молодому человеку необхо­димо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. отве­тить на следующие вопросы:

— чего он хочет в своей профессии;

— что он должен предпринять в своей профессиональной дея­тельности, чтобы добиться успеха;

что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собст­венные личностные качества и интересы?

Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно ориентированной пе­дагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова).

На соци­ального работника возлагается особая миссия, выполнить ко­торую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает обще­ственную значимость, становится условием развития как про­изводственных, так и социальных отношений.

Миссия социального работника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник по­могает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, не­совершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии» социальной напряженности, страхов и т.д.

Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, социальный работник поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, относить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности социального работника включающего весь спектр социальных влияний, а также в самоформировании человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание — это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов — социальных работников, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.

Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:

— создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия;

— усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

— подготовка обучающихся к вхождению в систему профессиональной деятельности «человек - человек» и успешная адаптации в ней;

— создание условий для обучения методам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;

— создание условий для поощрения уникальности и неповторимости личности будущего социального работника как основы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства;

— создание условий для формирования позитивной «Я-кон­цепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

— организация учебного процесса, в котором учебная груп­па становится условием формирования и развития свойств ду­ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со­общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации.

Принципы профессионального воспитания:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

— сочетание логического и эвристического, рационально и эмоционального;

— осуществление своего саморазвития через непрерывное самосовершенствование;

— распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самопознания:

— ориентация на рефлексивное мышление;

— осознание своих сильных и слабых качеств;

— анализ причины своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

— признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;

— практическая реализация своих идей;

— изучение теории не только с целью ее понимания, но и по­следующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:

— проявление доверия, искренности, терпимости, демокра­тичности;

5. Принцип историзма:

— изучение истории общества и социальной работы, исполь­зование опыта прошлых поколений;

— анализ прошлого положительного опыта социальной ра­боты с целью его использования в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: