Профессионально важные качества и навыки социального работника

Тема: Профессиональная компетентность в практике социальной работы

План:

Профессиональное воспитание и обучение специалиста

Проблемы профессионализма и профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

Понятие о «профессиограмме» и «психограмме» социального работника

Профессионально важные качества и навыки социального работника

Социальная работа – это особый вид деятельности (труда), в основе которой лежат три компонента – помощь, поддержка, защита. Такая деятельность была присуща уже первым человеческим сообществам в рамках своего рода, племени. Непрофессиональные формы являются этапами формирования профессиональных видов деятельности. Непрофессиональные формы социальной работы на протяжении столетий претерпевали изменения – от конкретных видов помощи, поддержки, защиты в рамках небольших сообществ (рода, племени) до более масштабных, цивилизованных, получивших признание (призрение, благотворительность и т.д.)

Благотворительность понимается в двух смыслах. В узком смысле как оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, а в широком смысле – как безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и других ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Призрение понимается как внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания. Появление призрения как социального института, в частности в России, связывают с принятием христианства и строительства церковных зданий и монастырей на Руси.

Каждый вид деятельности реализуется до определенного времени в различных непрофессиональных формах. Профессиональной та или иная деятельность становится в условиях формирования системы знаний (теория, наука) и подготовки профессионалов, специалистов в этой области.

Таким образом, профессиональной та или иная деятельность становится в период органического сочетания трех ее компонентов – практики, науки, учебного процесса. В социальной работе это произошло в основном на рубеже 19-20 веков. С тех пор социальная работа реализуется в двух основных формах – профессиональной и непрофессиональной с преобладанием первой из них.

Для понимания важного аспекта социальной работы – ее профессионализма – раскроем содержание таких понятий, как «профессия» и «специальность», «специализация».

В целом «профессия» понимается в двух смыслах 1. Как род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием; 2. Как большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельности, в данном случае – социальной работой.

«Специализация» в области социальной работы характеризуется во-первых, планомерной, целенаправленной подготовкой будущих работников для конкретного вида трудовой деятельности в рамках профессии «социальная работа»; во-вторых, выполнением однородных трудовых операций с учетом специфики объектов, субъектов и технологий социальной работы. (Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности (здравоохранения, образования, науки), с различными группами населения и др.)

В РФ система социальной работы начала формироваться с 1991г., когда официально была введена новая профессия «специалист социальной работы». До этого времени функции таких специалистов выполняли представители различных профессий, органов здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, правоохранительных органов, как правило, слабо взаимодействовавших в достижении главной цели – социальной помощи, поддержки человека.

Подготовка в вузах, техникумах

Заочное обучение – необходимость повышения квалификации, переквалификация – для незанятых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: