double arrow

Профессионально важные качества и навыки социального работника. Модель специалиста — этоэталон специалиста, который должен быть получен в резуль­тате учебно-воспитательного процесса вуза


Модель специалиста — этоэталон специалиста, который должен быть получен в резуль­тате учебно-воспитательного процесса вуза.

Другой подход требований будущего специалиста:

Профессия «специалист социальной ра­боты» тесно связана с такими областями науки и практики, как «психология», «педагогика», «юриспруденция», «социоло­гия», «медицина». Социальная работа предполагает использова­ние знаний и технологий этих областей.

Существуют три основ­ных сферы деятельности специ­алиста — социального работни­ка:

· аналитическая (исследова­тельская) работа;

· менеджмент;

· оказание социальной и психо­логической помощи.

Существуют многочисленные исследования психологических основ продуктивности про­фессиональной деятельности в социальной сфере (психологии, педагогике, психотерапии). В ряде работ представителей социальных профессий тестировали с помощью методики Р. Кеттелла, и выделялись те характеристики (факторы), которые обуславливали высокую продуктивность деятельности. Фактор Н (социальная смелость, решительность в общении, нен­сыщаемость контактов с людьми) оказался дифференцирующим для представителей социальных профессий. Фактор А (готовность к контакту, общительность), фактор N (умение поддерживать контакты, проницательность) и фактор Н вместе составляли такую обобщенную характеристику личности, как «фасилитивность»(легкость в межличностном общении), которая была присуща успешным представителям профессий социальной сферы.

Фасилитивность способствовала предупреждению «синдрома сго­рания»,который проявлялся в избегании или уходе от решения проблем клиента в процессе про­фессионального общения, в пре­сыщении общением, появлении непреходящей усталости, подав­ленности, немотивированной аг­рессивности, недовольстве собой и окружающими.

Другие исследователи выделяют характерист­ки личности профессионала, способного решать задачи на общение:полное и правильное восприятие объекта(наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации); понимание внутренних свойств другого(интуиция); сопереживание;рефлексиякак способность к анализу своего поведения и самоконтроль(умение управлять своим состоянием).

В работе Т. А. Андрющенко, В. П. Кислякова (1991) описаны базовые умения профессионального общения, которые составляют три группы: межличностная коммуникация; межличностное взаимодействие; восприятие и понимание других людей.


Сейчас читают про: