double arrow

Группы базовых умений профессионального общения


Умения   Стороны общения
    межличностная коммуникация   межличностное взаимодействие   восприятие и понимание других людей  
    1) умение переда-вать рациональную и эмоциональную информацию; 2) умение пользоваться вербальными и невер-бальными средствами; 3) умение организо-вывать и поддерживать диалог. 1) умение управлять группо-вой динамикой; 2) умение занимать адекват-ную ролевую позицию; 3) умение оказывать пси-хологическую поддержку; 4) умение занимать позицию конструктивной конфронта-ции; 5) умение конструктивно разрешать конфликт. 1) умение ориентироваться в коммуникативной ситуа-ции; 2) умение понимать эмоциональное состояние партнера; 3) умение распознавать скрытые мотивы и защитные реакции

Исследования продуктивности профессиональной деятельнос­ти в социальной области показывают, что общий и социальный интеллекттакже является важным условием успешности специа­листа, поскольку позволяет быстро распознавать проблемные ситуации и разрешать их. Тем не менее, в литературе почти не обсуждаются интеллектуальные предпосылки успешности. По-видимому, это связано с тем, что не существует прямо пропорциональной связи интеллекта и компетентности. Можно говорить лишь об интеллектуальном пороге, который должен преодолеть профессионал. Не известно, где находится данный порог применительно к социальному работнику.

Н. А. Аминов (1995) приводит материалы зарубежных исследо­ваний о профессионально важных качествах работников социаль­ной сферы и делает вывод о том, что эмоциональная стабильность, личностная зрелостьявляются значимыми в данной области. Заме­чательно, что данные характеристики могут быть операционализированы в таких факторах опросника Р. Кеттелла, как фактор С (эмоциональная стабильность, зрелость) и фактор 04 (фрус-трированность).

Одно из требований к специалисту, оказывающему помощь, — это способность к эмпатии.

Эмпатия — это постижение эмоцио­нального состояния, проникновение, в чувствования во внутренний мир другого человека.

По мнению Б. Д. Карвасарского, существует три вида эмпатии:

· эмоциональная эмпатия, основанная на механическом отождествлении и идентификации;

· когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнения и ана­логии);

· предикативная эмпатия, проявляющаяся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции.

Эмоциональная эмпатияявляется патогенной, имен­но она вызывает «синдром эмоционального сгорания».

Профессиональное мышление и способность к рефлексии социального работника

Профессиональные знания воплощают в себе методическое мастерство. Известно, что знания устаревают, а в настоящее время очень быстро. Поэтому ценятся не сами знания, а способность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатывать информацию. Российские ученые и практики осознают значимость ценностно-смыслового потенциала специалистов для приобретения зна­ний. По их мнению, кратчайший путь к освоению знания лежит именно через анализ его ценностно-смысловых предпосылок — понимание того, ради чего в конечном счете все делается. Как отмечает А. А. Пузырей, «если человек хочет осмысленно заниматься каким-то делом, он должен начинать со своего собственного цен­ностного самоопределения, т. е. определения предельных целей и ценностей своей работы». Таким образом, в подготовке специалиста главным является не приобретение знаний и навыков, а формирование профессионального мышления и рефлексии.

Подготовка специалиста в области социальной работы непосредственно связана с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 350500 «Социальная работа». Выпускник в соответствии с квалификационными требованиями должен иметь определенные знания, иметь определенный опыт в области социальной работы, а также владеть методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы.

Специалист в области социальной работы должен знать «понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы»; «сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения»; «профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы»; основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы»; «основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах».

В России существует сложная система тарификации работников. В области социальной работы могут быть профессионалы с разным уровнем квалификации. В данной сфере существуют исполнители (социальные работники), осуществляющие социальное обслуживание населения, и специалисты (эксперты), выполняющие управленческие функции. Требования к их профессиональному мышлению существенно отличаются.

Общее требование, объединяющее всех работающих в социальной сфере, — это способность к "принятию" клиента, уваже­ние его прав и толерантность по отношению к клиенту.

Следует различать уровни требований к специалистам. Соци­альная работа является массовой профессией, поэтому целесообразно разделять высокопродуктивною деятельность (мастерство) и общественно приемлемое качество труда. Не­продуктивная деятельность характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительные социально значимые цели.

Существуют и существенные отличия в требованиях к социальным работникам различного уровня. Специалистов необходимо ориентировать, прежде всего, на выполнение функций целеполагания, проектирования, моделирования, планирования и контроля.

Низший (по тарифной сетке) уровень социальных работников должен осуществлять коммуникацию, поддержку, организацию и исполнение в непосредственном контакте с клиентом. Исполнитель больше подвержен синдрому эмоционального выгорания, поэтому его надо обучать выдерживать стресс. Таким образом, при подго­товке исполнителя необходимо делать акцент на формировании навыков.

Формирование мыслительной деятельности должно опираться на иерархическую модель организации продуктивного мышления И. Н. Семенова. Модель И. Н. Семенова включает в себя четыре уровня: операциональный, предметный, рефлексивный и личностный.

Движение мысли осуществляется по иерархически соподчиненным уровням, где вершину иерархии образуют личностный и рефлексивный, а основание — предметный и операциональный уровень.


Сейчас читают про: