Умения | Стороны общения | ||
межличностная коммуникация | межличностное взаимодействие | восприятие и понимание других людей | |
1) умение переда-вать рациональную и эмоциональную информацию; 2) умение пользоваться вербальными и невер-бальными средствами; 3) умение организо-вывать и поддерживать диалог. | 1) умение управлять группо-вой динамикой; 2) умение занимать адекват-ную ролевую позицию; 3) умение оказывать пси-хологическую поддержку; 4) умение занимать позицию конструктивной конфронта-ции; 5) умение конструктивно разрешать конфликт. | 1) умение ориентироваться в коммуникативной ситуа-ции; 2) умение понимать эмоциональное состояние партнера; 3) умение распознавать скрытые мотивы и защитные реакции |
Исследования продуктивности профессиональной деятельности в социальной области показывают, что общий и социальный интеллект также является важным условием успешности специалиста, поскольку позволяет быстро распознавать проблемные ситуации и разрешать их. Тем не менее, в литературе почти не обсуждаются интеллектуальные предпосылки успешности. По-видимому, это связано с тем, что не существует прямо пропорциональной связи интеллекта и компетентности. Можно говорить лишь об интеллектуальном пороге, который должен преодолеть профессионал. Не известно, где находится данный порог применительно к социальному работнику.
|
|
Н. А. Аминов (1995) приводит материалы зарубежных исследований о профессионально важных качествах работников социальной сферы и делает вывод о том, что эмоциональная стабильность, личностная зрелость являются значимыми в данной области. Замечательно, что данные характеристики могут быть операционализированы в таких факторах опросника Р. Кеттелла, как фактор С (эмоциональная стабильность, зрелость) и фактор 04 (фрус-трированность).
Одно из требований к специалисту, оказывающему помощь, — это способность к эмпатии.
Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение, в чувствования во внутренний мир другого человека.
По мнению Б. Д. Карвасарского, существует три вида эмпатии:
· эмоциональная эмпатия, основанная на механическом отождествлении и идентификации;
· когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии);
· предикативная эмпатия, проявляющаяся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции.
Эмоциональная эмпатия является патогенной, именно она вызывает «синдром эмоционального сгорания».
Профессиональное мышление и способность к рефлексии социального работника
|
|
Профессиональные знания воплощают в себе методическое мастерство. Известно, что знания устаревают, а в настоящее время очень быстро. Поэтому ценятся не сами знания, а способность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатывать информацию. Российские ученые и практики осознают значимость ценностно-смыслового потенциала специалистов для приобретения знаний. По их мнению, кратчайший путь к освоению знания лежит именно через анализ его ценностно-смысловых предпосылок — понимание того, ради чего в конечном счете все делается. Как отмечает А. А. Пузырей, «если человек хочет осмысленно заниматься каким-то делом, он должен начинать со своего собственного ценностного самоопределения, т. е. определения предельных целей и ценностей своей работы». Таким образом, в подготовке специалиста главным является не приобретение знаний и навыков, а формирование профессионального мышления и рефлексии.
Подготовка специалиста в области социальной работы непосредственно связана с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 350500 «Социальная работа». Выпускник в соответствии с квалификационными требованиями должен иметь определенные знания, иметь определенный опыт в области социальной работы, а также владеть методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы.
Специалист в области социальной работы должен знать «понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы»; «сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения»; «профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы»; основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы»; «основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах».
В России существует сложная система тарификации работников. В области социальной работы могут быть профессионалы с разным уровнем квалификации. В данной сфере существуют исполнители (социальные работники), осуществляющие социальное обслуживание населения, и специалисты (эксперты), выполняющие управленческие функции. Требования к их профессиональному мышлению существенно отличаются.
Общее требование, объединяющее всех работающих в социальной сфере, — это способность к "принятию" клиента, уважение его прав и толерантность по отношению к клиенту.
Следует различать уровни требований к специалистам. Социальная работа является массовой профессией, поэтому целесообразно разделять высокопродуктивною деятельность (мастерство) и общественно приемлемое качество труда. Непродуктивная деятельность характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительные социально значимые цели.
Существуют и существенные отличия в требованиях к социальным работникам различного уровня. Специалистов необходимо ориентировать, прежде всего, на выполнение функций целеполагания, проектирования, моделирования, планирования и контроля.
Низший (по тарифной сетке) уровень социальных работников должен осуществлять коммуникацию, поддержку, организацию и исполнение в непосредственном контакте с клиентом. Исполнитель больше подвержен синдрому эмоционального выгорания, поэтому его надо обучать выдерживать стресс. Таким образом, при подготовке исполнителя необходимо делать акцент на формировании навыков.
Формирование мыслительной деятельности должно опираться на иерархическую модель организации продуктивного мышления И. Н. Семенова. Модель И. Н. Семенова включает в себя четыре уровня: операциональный, предметный, рефлексивный и личностный.
|
|
Движение мысли осуществляется по иерархически соподчиненным уровням, где вершину иерархии образуют личностный и рефлексивный, а основание — предметный и операциональный уровень.