Уровни профессионального мышления

I Личностный
II Рефлексивный
III Предметный
IV Операциональный

Исполнитель функционирует на операциональном уровне, выполняя заученные алгоритмы поведения, но как только ситуация меняется, его деятельность нарушается.

Настоящий специалист понимает цель деятельности и способен менять способы осуществления дея­тельности в соответствии с изменяющимися условиями.

Предметный уровень отражает проблемную ситуацию задачи, а операциональный обеспечивает использование оперативных систем, позволяющих выполнять действия со знаками.

Рефлексия — это осмысление субъектом собственного поискового движения через фиксацию «разрывов», оценивания их «размера» и создания средств для их конструктивного преодоления.

Важнейшей характеристикой хорошего специалиста является его способность к рефлексии, умение соотнести полученный результат с целью деятельности и понять причины профессиональных затруднений. Так, специалист может прогнозировать формирование иждивенческих настроений в определенной группе населения, получающей помощь. Например, такое полезное дело, как помощь многодетным семьям, может привести к тому, что социально неблагополучные категории населения в расчете на социальную помощь будут стремиться к увеличению семьи, вместо того чтобы пытаться получить работу. С другой стороны, отсутствие помощи многодетным приведет к тому, что их дети не смогут получить полноценную поддержку в области медицины, образования. Этот пример показывает, какие сложные творческие задачи приходится решать специалистам в области социальной работы.

Профессиональное мышление предполагает способность свободно переходить от операционально-предметных компонентов де­ятельности к осознанию собственной мотивации, пониманию противоречий и способность в стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля.

Личностный компонент профессионального мышления — это осмысленность и осознанность познавательной деятельности, что проявляется во включенности человека в ситуацию поиска решения и соблюдении инструкций, в возникновении внешней мотивации и ее перерастание во внутреннюю, в оценивании собственных усилий и самочувствия; в стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля.

Различные задачи подготовки работников в области социальной сферы ведут за собой использование различных методов подготовки. Так, для подготовки социальных работников низшей квалификации используют объясняющие лекции, инструктажи, тренинги (тренинг общения, тренинг предотвращения эмоционального выгорания), различные виды практики под руководством супервайзеров, волонтерство. Для специалистов высокой квалификации требу­ются проблемные лекции, исследовательская работа (курсовые и дипломные работы; научно-исследовательская практика), деловые игры по обучению целеполаганию, планированию, моделированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: