Услуги размещения и питания в туризме

Средства размещения играют определяющую роль в развитии туризма формировании конкурентоспособного туристского продукта. Специфика их деятельности состоит в том, что они предоставляют туристам комплекс разнообразных услуг по удовлетворению потребностей туристов в размещении, питание, отдыхе, досуге и т. п. Основными (комплексообразующими) являются размещение (предоставление в пользование специальных помещений - номеров и связанных с ними услуг) и питание (как сочетание производственного, торгового и сервисного процессов).

Средство размещения в соответствии с определением ВТО представляет собой любой объект (здание, помещение и т. д.), который регулярно или эпизодические предоставляет туристам место для ночевки.

По стандартной международной классификации все средства размещения разделяются на две категории: коллективные и индивидуальные.

К коллективным средствам размещения относятся гостиницы, аналогичные гостиницам заведения, специализированные заведения и прочие средства размещения. В каждом из них число мест должно превышать установленный минимум (например, в Российской Федерации — не менее 5 номеров, в Италии – 7 номеров). Кроме того, объект размещения должен иметь единое руководство, а управление им — строиться на коммерческой основе (плата за предоставление услуг по проживанию и оказанные дополнительные услуги).

Классический тип коллективных средств размещения представляет собой гостиница — предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых в равной степени являются услуги размещения и питания. Гостиницы характеризуются следующими специфическими признаками:

имеют единое руководство;

состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум;

помимо размещения и уборки номеров предоставляют сопутствующие и дополнительные услуги;

все номера сгруппированы в классы или категории в зависимости от имеющейся материально-технической базы и предоставляемых услуг;

не входят в категорию специализированных заведений.

Средства размещения аналогичные гостиницам (пансионаты, меблированные комнаты), состоят из номеров и представляют туристам ограниченный перечень обязательных услуг.

Специализированные заведения представляют места для ночлега, но функция размещения туристов не является для них главной (оздоровительные учреждения, лагеря отдыха, общественные средства транспорта, оборудованные спальными помещениями (поезда, суда), конгресс-центры).

Прочие коллективные средства размещения включают прежде всего предназначенные для отдыха жилища— гостиницы квартирного типа, комплексы домов или бунгало. Они находятся в едином управлении и предоставляют ограниченный перечень услуг (например, подобные средства размещения убираются и подготавливаются для каждого нового постояльца, услуги же по текущей уборке помещений клиенту, как правило, не оказываются). В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов, туристские и молодежные общежитии, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости.

К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища граждан (частные квартиры, виллы, особняки, коттеджи), используемые посетителями-резидентами; комнаты, арендуемые туристами у частных лиц или агентств, а также помещения, предоставляемые бесплатно родственникам или знакомым.

В многообразии возможных средств размещения туристов особое место принадлежит гостиницам.

Классификация гостиниц осуществляется по различным признакам. Наиболее значимыми для организации туристской деятельности являются следующие:

По месту расположения следует различать:

а) городские гостиницы;

б) гостиницы в климатических центрах (на морском побережье, в горах и т.п.).

в) гостиницы на путях сообщения, вблизи аэропортов и аэродромов; а также гостиницы, удаленные от городов.

Но режиму эксплуатации выделяют гостиницы круглогодичного, сезонного и смешанного действия.

По вместимости гостиницы могут быть малые, средние и крупные. При этом вместимость гостиничного предприятия определяется числом койко-мест или номеров, которое может быть предложено клиентам одновременно. Койко-место — площадь с кроватью, предназначенная для использования одним человеком. Номер — одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем необходимым для временного проживания туристов.

Номера подразделяются по числу мест (одноместные, двухместные, трехмест­ные и т. д.), количеству комнат (однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные и т. д.), назначению (бизнес-класса, эконом-класса, номера-апартаменты и т. д.).

В практике международного туризма также получило распространение подраз­деление номеров в зависимости от вида кроватей, планировки и других специфи­ческих отличий.

Общепринятый подход к определению вместимости малых, средних и больших гостиниц отсутствует. В каждой стране с учетом социально-экономических и ис­торических особенностей развития данный вопрос решается по-разному. Тем не менее достаточно распространенным является подход к классификации по вме­стимости, при котором малыми считаются гостиницы с количеством мест до 150 (не более 100 номеров), средними — от 150 до 400 мест (не более 300 номеров), большими — свыше 400 мест (более 300 номеров). В ряде случаев выделяют также мегаотели, имеющие более 600 номеров.

По принципу управления гостиницы подразделяются на независимые (само­стоятельные, не входящие в гостиничную цепь) и зависимые (принадлежащие к какой-либо гостиничной цепи).

Гостиничная цепь представляет собой объединение нескольких гостиничных предприятий, осуществляющих коллективный бизнес под единым руководством и контролем, в рамках общей концепции и под общей товарной маркой. Объеди­нение гостиниц в цепи может происходить путем нового строительства и покуп­ки существующих предприятий гостиничной компанией, заключения договора франчайзинга, подписания контракта на управление. Интенсивное развитие меж­дународных гостиничных цепей — современная тенденция развития туристской индустрии. Крупнейшими международными гостинич­ными цепями являются InterContinental Hotels Grp, Marriott International, Accor SA, Hilton Hotels Corp., Best Western, Carlson Hospitality Worldwide.

Для того чтобы успешно противостоять гостиничным цепям и конкурировать на рынке, независимые гостиницы также объединяются (формируют союзы, ассо­циации), но при этом сохраняют свою главную особенность — независимый статус и специфику.

По обеспечению питанием, стоимость которого включается в гостиничный та­риф, различают гостиницы, использующие:

европейский план — гостиничный тариф, в который входит только стоимость проживания (NB/ No Board);

континентальный план — гостиничный тариф, включающий оплату прожи­вания и завтрак (ВВ/Веd and Breakfast);

модифицированный американский план — гостиничный тариф, включающий проживание и двухразовое питание: завтрак плюс обед или завтрак плюс ужин (HB/Half Board);

американский план — гостиничный тариф, включающий стоимость размеще­ния и трехразового питания (FB/Full Board);

систему «все включено» (All incl./Аll Inclusive), предполагающую предостав­ление клиенту размещения, трех- и более разового питания, закусок и напит­ков (безалкогольных и алкогольных) местного производства в течение дня (обычно с 8:00 до 00:00), а также иных услуг, перечень которых устанавли­вает администрация каждого конкретного отеля.

Классификация гостиниц по типам, получившая распространение в мировой практике туристкой индустрии, включает ряд предприятий:

1. Отель - гостиница, характеризующаяся высоким уровнем обслуживания и ком­форта, предоставлением широкого ассортимента услуг, дорогой отделкой помещений и интерьеров, высококачественной техникой и оборудованием, большой сменностью квалифицированного персонала.

2. Бутик-отель — небольшое средство размещения (до 150 номеров), создающее

камерную, интимную обстановку. Интерьеры таких отелей отличаются своеобразием стиля и убранства, их нередко украшают мебель и антикварные вещи ручной работы. Но не только неповторимый художественный облик и обстановка выделяют бутик-отели в ряду гостиничных предприятий. Другой их отличительной особенностью является хорошая кухня.

3. Отель-курорт – гостиничное предприятие со значительными различиями по вместимости, предлагающее полный набор услуг гостеприимства. Коммерческий успех таких отелей в немалой степени обусловлен использованием гостиничного тарифа «всё включено».

4. Казино-отель - гостиницы с большой вместимостью номерного фонда, в структуре которого преобладают многокомнатные номера с дорогим интерьером, мини-бассейнами, джакузи, несколькими ванными и спальнями. Основной функцией подобных предприятий является создание благоприятных условий для проведения азартных игр. Одна из особенностей казино-отеля состоит в том, что основной доход он получает не от предоставления услуг размещения и питания, а от казино. Поэтому широко практикуются значительные скидки в тарифах на проживание, бесплатные напитки (а иногда и питание).

5. Бизнес-отель – гостинца, специализирующаяся на обслуживании бизнесменов. Средства размещения подобного типа располагаются, как правило, вблизи административных и общественных центров. В составе бизнес-отеля должны быть бизнес-центр, специальные помещения для проведения деловых мероприятий, службы финансового обеспечения.

6. Апарт-отель – гостиница малых и средних размеров с номерами квартирного типа, оборудованными небольшой отдельной или встроенной кухней. Подобные номера обычно используются в качестве временного жилья, чаще всего на базе достаточно высокой степени самообслуживания.

7. Сюит-отель в определённой степени может рассматриваться как разновидность апарт-отеля. Отличие между ними состоит в том, что апартаменты обычно имеют в номере кухонное оборудование, позволяющее клиентам приготовить себе пищу, а в сюит-отелях этого, как правило, нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: