Основные цели образования взрослых

Образование взрослых является ключевым звеном развития всего образования в России. На наш взгляд, сфера образования взрослых должна иметь государственно-общественный характер и объединять в себе все виды и формы обучения взрослых на всех уровнях как государственной, так и общественной сфер формального (организованного в стенах учебных заведений и ведущего к получению признанного документа об образовании) и внеформального (организованного в стенах не собственно учебных заведений и не обязательно заканчивающегося выдачей признанного документа) образования.

Цель создания такой системы — не тотальное и жесткое управление со стороны государства, а поддержка государственными властными структурами развития образования взрослых во всем многообразии его видов и форм. В настоящее время разрабатывается концепция системы образования взрослых. Основными чертами ее должны быть:

1) государственно-общественный характер;

2) тесные связи с другими подсистемами системы непрерывного образования;

3) базирование на теории обучения взрослых (андрагогике);

4) развитие рынка образовательных услуг;

5) развитие и сочетание различных форм управления (законодательной, административной, экономической, эдукологической);

6) наличие специально подготовленных кадров (преподавателей, консультантов, администраторов, тьюторов, создателей программ обучения и т.п.).

Основные цели и определяемые ими функции образования взрослых сводятся к удовлетворению потребностей личности, общества, экономики:

• личности — в самосовершенствовании;

• общества — в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности;

• экономики — в подготовке компетентного, эффективного работника.

Конечной целью образования взрослых является формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни.

Указанные цели достигаются посредством удовлетворения конкретных образовательных потребностей обучающихся, которые можно свести к семи основным группам:

— получение общего среднего образования;

— приобретение или усовершенствование профессиональных навыков;

— поддержание и улучшение здоровья;

— улучшение качества семейной жизни;

— участие в общественной жизни;

— содержательное проведение досуга;

— развитие собственной личности.

Организационно образование взрослых должно состоять из пяти основных блоков:

1) потребительского (обучающиеся и их образовательные потребности);

2) информации и управления;

3) структурного;

4) содержательно-методического;

5) кадрового и научного обеспечения.

Система образования взрослых должна ориентироваться на реальные потребности ее пользователей, или потребителей, а также учитывать и прогнозировать нужды развития экономики, общества и отдельной личности. Сфера образования взрослых должна включать в себя самые разнообразные государственные, общественные, частные формы обучения взрослых, разнообразные как по структуре, так и, главное по программам обучения. Наряду с уже имеющимися вечерними средними школами, центрами образования взрослых, центрами непрерывного образования, народными университетами, различными государственными, кооперативными, общественными курсами подготовки взрослых необходимо создавать различные новые организационные формы обучения взрослых, например при высших учебных заведениях. И не только в форме уже имеющихся институтов и факультетов повышения квалификации, но и с другими задачами, для обучения взрослых на ДРУГИХ уровнях образования, как это практикуется за рубежом. Необходимо шире привлекать к созданию смешанных государственно-общественных и государственно-частных форм обучения взрослых нарождающийся бизнес, общественные организации «Знание», Педагогическое общество и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: