Содержание образования взрослых должно отвечать конкретным потребностям конкретных людей и охватывать практически все аспекты жизни и все области знаний. С достаточной степенью условности оно может быть подразделено на два основных содержательных блока: 1) социально-ролевое и 2) общекультурное или общеразвивающее.
Образование взрослых, связанное с удовлетворением образовательных потребностей в рамках первого содержательного блока, можно подразделить на три группы:
1) профессиональное (связанное с удовлетворением потребностей становления и совершенствования личности как работника, участника производственной сферы);
2) семейно-бытовое, удовлетворяющее потребности в становлении и развитии умений, навыков, знаний и личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения ролей членов семьи;
3) социальное, ориентированное на развитие и совершенствование функций человека как члена общества, общины, социальной группы.
Общекультурное образование взрослых, в свою очередь, можно подразделить на:
|
|
1) общее среднее, удовлетворяющее потребности в завершении общего среднего образования;
2) образование, удовлетворяющее потребности индивида в развитии своей личности;
3) образование, направленное на поддержание и развитие своего здоровья;
4) образование, удовлетворяющее потребности человека в содержательном проведении досуга.
Общекультурное (общеразвивающее) образование взрослых, призванное удовлетворить потребности личности в развитии собственной личности, в поддержании его здоровья, в проведении досуга, ориентировано на:
— приобщение человека к общечеловеческим ценностям;
— познание собственной личности, развитие нравственности, приобретение умений и навыков управления собственной личностью;
— приобретение знаний и навыков, необходимых для поддержания своего здоровья;
— овладение информацией, умениями и навыками содержательного проведения досуга.
Все это подразумевает обучение взрослых в области гуманитарных наук, медицины, физической культуры.
Социально-ролевое образование взрослых, способствующее самоопределению человека в разных сферах деятельности, призвано дать возможность человеку приобрести либо усовершенствовать его профессиональные знания, умения, навыки, необходимые в сфере производственной жизни; знания, умения, навыки и качества, необходимые ему в общественной (коллективной) и семейной (личной) жизни. Это связано с обучением взрослого человека в области философии, социологии, психологии, педагогики, андрагогики, медицины, права, экономики.
Особенностями содержания всех направлений образования взрослых, кроме общего среднего и профессионального, являются функциональная зависимость его от потребностей конкретной личности и отсутствие жесткой его привязки к традиционным уровням образования (начальное, среднее, высшее).