Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития
Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Школа научного менеджмента, административная школа управления, школа человеческих отношений, теория количественных методов менеджмента, математическая школа. Процессный, системный, ситуационный подходы к управлению.
Тема 2. Сущность управления в рыночной экономике
Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Управление социальными экономическими системами. Принципы и методы управления. Модели менеджмента: особенности и основные черты японской, американской, европейской моделей менеджмента. Становление и развитие российской системы менеджмента.
Тема 3. Организация и ее деловая среда
Классификация организаций. Внутренняя среда организаций. Внешняя среда организаций. Факторы прямого и косвенного воздействия. Внешнеэкономические связи организаций. Миссия и цели организаций. Свойства и виды целей. Содержание и значение метода управления по целям. Понятие, характеристика и уровни организационной культуры. Элементное обеспечение и механизм формирования организационной культуры. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организаций.
|
|
Характеристика организаций финансово-кредитной сферы. Специфика построения целей финансово-кредитных организаций. Особенности формирования организационной культуры в организациях финансово-кредитной сферы.
Тема 4. Функции менеджмента
Планирование как функция менеджмента. Виды планирования. Методы и организационные формы планирования. Стратегическое планирование и управление. Бизнес-планирование. Прогнозирование в социально-экономических системах. Организационные отношения в системе менеджмента. Делегирование. Централизация и децентрализация управления.
Элементы организационной структуры управления и принципы ее построения. Типы организационных структур управления. Методы построения организационных структур управления и факторы, влияющие на выбор типа организационных структур. Координация в деятельности организации.
Мотивация и ее роль в менеджменте. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Развитие теории и практики мотивации в современных условиях.
Сущность и задачи контроля в системе контроля. Составляющие процесса контроля и уровни его применения. Виды контроля. Этапы контроля. Характеристики эффективного контроля.
Особенности реализации функций менеджмента в финансово-кредитных организациях.
|
|
Тема 5. Управленческие решения в менеджменте
Понятие «управленческое решение». Виды управленческих решений. Типы производственных проблем и методы подготовки управленческих решений. Основные этапы процесса подготовки управленческих решений. Подходы к разработке и принятию управленческих решений. Принятие решений в условиях риска и неопределенности. Индивидуальные стили принятия решений. Эффективные управленческие решения.
Перспективные формы и методы разработки и принятия решений в организациях финансово-кредитной сферы.
Тема 6. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
Групповые процессы в системе менеджмента. Формальные и неформальные группы. Взаимодействие человека и группы. Формирование эффективных рабочих групп. Внутриорганизационные конфликты. Типы конфликтов. Управление стрессами и конфликтами в организациях. Командообразование: понятие, основные характеристики и особенности формирования команд. Лидерство и стили управления. Теория лидерских качеств. Теория лидерского поведения. Концепции ситуационного лидерства. Современные концепции лидерства. Руководство: власть и партнерство. Формы власти. Авторитет и личное влияние менеджера. Эффективность управления.
Тема 7. Информационное обеспечение управления
Информация как основа коммуникационного процесса. Информация в системе управления. Этапы и содержание коммуникационного процесса. Формы и средства коммуникаций в организациях. Стили коммуникаций и роли ее участников. Особенности восприятия в процессе коммуникаций. Препятствия обмену информацией. Управление коммуникациями в организациях.
Деловое общение. Искусство ведения деловых бесед и переговоров. Этика менеджмента.
Специфика деловых коммуникаций и этика менеджмента в финансово-кредитных организациях.
Тема 8. Управление развитием организации
Стратегическое управление организацией. Разработка корпоративной стратегии. Реализация стратегии. Управление инновациями. Сущность и виды инноваций. Управление процессными нововведениями. Управление проектами. Преодоление сопротивления изменениям. Совершенствование бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процесссов. Условия успешного реинжиниринга. Управление качеством. Управление развитием финансово-кредитных организаций.