№№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | ||||
Всего часов | Аудиторная работа | Внеаудиторная (самостоя-тельная) работа | ||||
Общая | Лекции | Семинары и/или практические занятия | ||||
Природа управления и исторические тенденции его развития | ||||||
Сущность управления в рыночной экономике | ||||||
Организация и ее деловая среда | ||||||
Функции менеджмента | ||||||
Управленческие решения в менеджменте | ||||||
Динамика групп и лидерство в системе менеджмента | ||||||
Информационное обеспечение управления | ||||||
Управление развитием организации | ||||||
Итого: |
Заочная форма обучения
№№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Трудоемкость в часах | ||||
Всего часов | Аудиторная работа | Внеаудиторная (самостоя-тельная) работа | ||||
Общая | Лекции | Семинары и/или практические занятия | ||||
Природа управления и исторические тенденции его развития | ||||||
Сущность управления в рыночной экономике | - | |||||
Организация и ее деловая среда | - | |||||
Функции менеджмента | ||||||
Управленческие решения в менеджменте | ||||||
Динамика групп и лидерство в системе менеджмента | - | |||||
Информационное обеспечение управления | - | |||||
Управление развитием организации | ||||||
Выполнение контрольной работы | - | - | - | |||
Экзамен | - | - | - | |||
ВСЕГО: |
6. Практические занятия и семинары [*]
|
|
Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Доклады по теме семинара | Презентации с мультимедиа | 40 минут | |
Дискуссия по актуальным вопросам темы | Устно | 30 минут | |
Итого: | 90минут |
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Какова природа управления? Сравните позиции разных теоретиков по этому вопросу.
2. Как повлияло развитие рыночных отношений на возникновение менеджмента?
3. Какими были условия развития менеджмента в эпоху массового производства, массового сбыта и постиндустриальную?
4. Охарактеризуйте особенности школы научного управления.
5. В чем принципиальное различие во взглядах представителей административной и научной школ?
6. Каков вклад ученых, представителей административной школы в развитие менеджмента?
|
|
7. Охарактеризуйте сущность и значение поведенческой школы управления.
8. В чем отличие системного подхода к управлению от процессного подхода с точки зрения выделения различных школ?
Тема 2. Сущность управления в рыночной экономике
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Доклады по теме семинара | Презентации с мультимедиа | 40 минут | |
Дискуссия по актуальным вопросам темы | Устно | 30 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
«Эффективный менеджер» | Деловая игра | 80 минут | |
Подведение итогов занятия | Устно | 10 минут | |
Итого: | 90минут |
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Какова роль управления в деятельности человека?
2. Назовите основные виды управления.
3. Каковы основные подходы к определению понятия «менеджмент»?
4. В чем заключается деятельность менеджера? Каковы базовые операции в его работе?
5. Охарактеризуйте особенности американской модели менеджмента.
6. Охарактеризуйте особенности японской модели менеджмента.
7. Охарактеризуйте особенности европейской модели менеджмента.
8. В чем заключаются особенности современного российского менеджмента и на что следует обратить внимание при его дальнейшем развитии.
Тема 3. Организация и ее деловая среда
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Доклады по теме семинара | Презентации с мультимедиа | 40 минут | |
Дискуссия по актуальным вопросам темы | Устно | 30 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Решение ситуационной задачи. «Анализ факторов внешней и внутренней среды организации» | Письменно | 90 минут | |
Итого: | 90минут |
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Перечислите типы и виды организаций
2. Каковы факторы прямого воздействия внешней среды?
3. Раскройте роль и значение факторов косвенного воздействия внешней среды.
4. Каковы методы анализа внешней среды?
5. Раскройте цели организации как составной части внутренней среды организации. Роль и значение миссии.
6. Организационная культура и ее влияние на эффективность деятельности организации.
Тема 4. Функции менеджмента
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Доклады по теме семинара | Презентации с мультимедиа | 50 минут | |
Дискуссия по актуальным вопросам темы | Устно | 20 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Построение организационной структуры организации | Письменное решение практических задач | 90 минут | |
Итого: | 90минут |
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Что может являться общей целью организации и какие задачи определяют оперативные, тактические и стратегические цели?
2. Что представляют собой содержание, процесс осуществления и структура функции? Как это можно проиллюстрировать на примере конкретной функции?
3. Назовите основные виды и методы планирования.
4. Какие разделы включает в себя бизнесплан компании.
5. В чем состоит различие механистического и органического типов организации? При наличии каких условий данные типы организаций являются наиболее эффективными?
6. При каких условиях целесообразно использование матричной структуры организации?
7. В чем состоит психологический аспект мотивации труда?
8. Дайте краткую характеристику содержательных и процессуальных теорий мотивации.
9. В чем сущность и каковы задачи контроля в системе управления?
10. В чем заключается суть концепции контроллинга?
Тема 5. Управленческие решения в менеджменте
|
|
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Доклады по теме семинара | Презентации с мультимедиа | 40 минут | |
Дискуссия по актуальным вопросам темы | Устно | 30 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
«Использование метода «ринги» в управлении» | Деловая игра | 80 минут | |
Подведение итогов занятия | Устно | 10 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ситуационная задача «Выбор поставщика при формировании запасов» | Письменное решение ситуационной задачи | 90 минут | |
Итого: | 90минут |
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Чем отличаются управленческие решения от решений, принимаемых в частной жизни?
2. Что такое проблема и как она связана с решением?
3. Дайте определение и классификацию управленческих решений.
4. Каковы основные этапы подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений?
5. Какие математические методы применяются при подготовке сложных решений?
6. В каких ситуациях используются методы экспертных оценок (метод «мозгового штурма» и метод Дельфи)?
Тема 6. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Доклады по теме семинара | Презентации с мультимедиа | 50 минут | |
Дискуссия по актуальным вопросам темы | Устно | 20 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Ситуационная задача «Оценка мотивационного поведения сотрудника» | Письменное решение ситуационной задачи | 70 минут | |
Итого: | 90минут |
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Каковы характерные особенности группы?
2. Что получает человек от общения с группой?
3. Какие факторы оказывают влияние на эффективность работы группы и каким образом?
4. В чем сущность конфликта как процесса?
|
|
5. Дайте классификацию конфликтов.
6. Какова стратегия и тактика руководителя в разрешении конфликтов?
7. Раскройте сущность лидерства.
8. Какие теории лидерского поведения вы знаете и чем их принципиальные различия?
9. Каким образом можно определить стиль руководителя на основе «управленческой сетки» Блейка и Моутон?
10. Назовите основные модели ситуационного лидерства и покажите их принципиальные отличия.
11. Назовите основные виды и формы власти.
12. Как определить эффективность управления?
Тема 7. Информационное обеспечение управления
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Доклады по теме семинара | Презентации с мультимедиа | 40 минут | |
Дискуссия по актуальным вопросам темы | Устно | 30 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 15 минут | |
«Переговоры как часть работы менеджера» | Деловая игра | 70 минут | |
Подведение итогов занятия | Устно | 5 минут | |
Итого: | 90минут |
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Как Вы понимаете роль и назначение информации в менеджменте?
2. Раскройте сущность коммуникаций и назовите их основные формы.
3. Каковы основные элементы и этапы коммуникационного процесса?
4. Назовите организационные факторы, влияющие на возникновение шума в коммуникационном процессе.
5. Какие методы преодоления коммуникационных барьеров, по Вашему мнению, следует применять в российских организациях?
6. Охарактеризуйте основные коммуникационные стили.
7. Назовите этапы ведения деловой беседы и выделите основные критерии переговоров.
Тема 8. Управление развитием организации
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ответы на вопросы по теме лекции | Устные ответы | 20 минут | |
Доклады по теме семинара | Презентации с мультимедиа | 40 минут | |
Дискуссия по актуальным вопросам темы | Устно | 30 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ситуационная задача «Построение функциональной модели организации» | Письменное решение ситуационной задачи | 90 минут | |
Итого: | 90минут |
№ п/п | Проводимое мероприятие | Форма | Время |
Ситуационная задача «Формирование продуктовой стратегии организации» | Кейсстади | 90 минут | |
Итого: | 90минут |
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Назовите этапы стратегического управления.
2. Какова главная цель стратегического анализа и чем сущность SWOTанализа?
3. Какие изменения проводятся в организации при реализации ее стратегии?
4. В чем сущность инноваций и какие виды инноваций Вы знаете?
5. Каковы различия между продуктовыми и процессными инновациями?
6. Раскройте сущность и содержание инновационного проекта.
7. Как осуществляется управление проектом?
8. Назовите методы преодоления сопротивления проводимым преобразованиям.
9. Назовите ключевые бизнеспроцессы коммерческой организации.
10. В чем принципиальные отличия между реинжинирингом и совершенствованием бизнеса?
11. Дайте определение понятию «качество» и перечислите принципы современной концепции качества.
12. В чем сущность системы управления качеством?