В настоящее время участились случаи нарушения рекламой права на
изображение. Еще в 1994 г. мною была опубликована в «Известиях» небольшая
заметка. Вот она: «Когда я впервые увидела рекламу Царскосельского инвестиционного
фонда, которая использовала эйзенштейновские кадры штурма Зимнего дворца (23.11.93,
канал «Россия»), мне хотелось воскликнуть вслед за классиками: все в истории повторяется
дважды – сначала как трагедия, потом как фарс. В юморе создателям было не отказать. Ну
разве не смешно, что полная пафоса сцена, документально сочиненная гениальным
кинематографистом и ничего общего с историей не имеющая, сейчас «работает» на
приватизационные чеки.
А вот уже и банк Империал» в своем телесериале «О роли личности в истории»
показывает, как Петр 1 вывел Россию – 1) к морскому простору, 2) ценою личных усилий, 3)
волоком… Богатые и выгодные для рекламодателя ассоциации.
Но вот коротенькая весточка из прошлого – о водке Смирнова (передача «Репортер»,
16.12.93). Изготовитель получил право иметь на этикетке изображение герба России не
|
|
просто так, а за качество своего продукта.
Тут по крайней мере два ключевых слова: «право» и «получил». Значит, надо иметь
право на вышеобозначенные действия? Не является ли эта ситуация в таком случае
предметом описания в будущем законе о рекламе? И если ты это право получил, то на каких
основаниях: за услуги, за заслуги, за деньги? И последнее слово – совсем не усилительная
фигура в этом ряду.
А заплатила ли Ассоциация инвестиционных фондов, в рекламном ролике которой
Николай Симонов в гриме Петра 1 вот уже в который раз говорит нам, что не напрасны были
труды наши, киностудии, которая снимала – не ролик! – фильм о Петре 1, или, по крайней
мере Фонду Николая Симонова, который недавно создан в Санкт-Петербурге? А фирма «Ле
Монти», куда бегут одеваться полуобнаженные герои «Полосатого рейса», заплатила ли она,
скажем, Василию Лановому? Если заплатила, то он до конца дней своих сможет одеваться
только в «Ле Монти»34.
И вот прошло десять лет. Иных уж нет – я имею в виду упомянутые в статье
структуры, а такая практика расцветает пышным цветом.
Газета «Известия», ведя свою рекламную подписную кампанию весной и летом
2003 г., публикует из номера в номер коллажи, где изображены известные писатели
прошлого (Гоголь, например), общественные деятели, держащими номер газеты,
причем так, что название газеты видно достаточно четко. Собственно, ради этого все и
замышлялось. Не знаю, как потомки Гоголя, а потомки Уинстона Черчилля, который
тоже «задействован» в этом параде «известных персон», могут и обидеться.
|
|
Читаем же мы в этой же газете такую информацию - Британская авиакомпания
ЕаsуJet может дорого заплатить за то, что в рекламных целях использовала фотографию
футболиста Бэкхема без его ведома. Авиакомпания поместила изображение
полузащитника на один из своих рекламных плакатов, причем сделала это без
разрешения игрока. В качестве компромисса менеджеры футболиста предложили
авиакомпании пожертвовать 25 тысяч долларов в один из детских благотворительных
фондов.35
Подвижки в этом вопросе начались довольно давно. В моем архиве сохранилось
два свидетельства. Одно из них – как возник правовой прецедент по решению таких
проблем. Некоторое время назад «Финансовые известия» разместили рекламу некоего
34 Федотова Л. История _____на халяву // Известия, 11 февр. 1994 г.
35 За использование фотографии Бэкхема придется платить взносы // Известия, 30 мая 2003 г.
“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005
коммерческого банка. Правая часть рекламы сообщала основные условия размещения
денежных средств клиентов; левая же, видимо, в подтверждение безупречной
надежности этих условий, представляла собой фотографию летчика в кабине самолета.
Неожиданно для газеты безымянный жизнерадостный летчик, С. Г. Близнюк,
Герой Советского Союза, награжденный многими орденами, заслуженный летчик-
испытатель СССР обратился в суд с просьбой защитить его честь и достоинство:
рекламная фирма использовала его фотографию без его ведома и согласия. За
причиненный моральный ущерб истец требовал от рекламной фирмы и
прорекламированного банка по 150 миллионов рублей (это были еще «старые»
деньги), а от газет - сообщить, что он согласия на использование своего изображения в
рекламе не давал. Автор газетной статьи утверждает, что это было первое такого рода
дело в судебной практике: речь шла о нарушении права на неприкосновенность
личности. Иск был частично удовлетворен, с рекламного агентства и банка взыскано
возмещение причиненного истцу морального вреда по 50 миллионов рублей, СМИ
было предписано сообщить о решении суда.36
Аналогично развивались действия, судя по газетному материалу, в другой
ситуации.
В 1997 г. в деревне, где проживали супруги-пенсионеры, побывал омский
фотохудожник. Он сфотографировал своих «героев»: на лавочке возле своего дома на
фоне опустевшего населенного пункта в пять изб. Ульяна Ивановна, прильнув к плечу
Якова Антоновича, в новом кокошнике, с любовью взирала на единственную Буренку,
а муж лукаво щурился, улыбаясь в большую белоснежную бороду.
Через некоторое время ОАО «Омскпромстрой - банк» стало вводить новый вид
вклада на пластиковой карточке для пенсионеров. Чтобы увлечь их, требовалось
нестандартное решение. Тут-то и подвернулась фотография пенсионеров Цыбуковых.
Эту фотографию разместили в местной прессе, но уже с новой подписью – «Мы
выбираем пенсионный вклад на пластиковой карточке «Золотая корона». В течение
двух месяцев их симпатичные лица регулярно появлялись в печатных изданиях города
и области. Надо ли говорить, что сами герои не давали разрешение банку на
использование своей фотографии для рекламы кредитной карточки «Золотая корона».
Газета подробно живописует, как с тех пор жизнь пенсионеров Цыбуковых
сильно изменилась; соседи, кто издеваясь, кто сочувствуя, не оставляли их в покое…
Дедушка обратился в банк: мол, эта реклама нас порочит, нам перед людьми стыдно.
Мы же никогда этих карточек в руках не держали…Старик наивно полагал, что перед
ним извинятся и прекратят публиковать фотографию. Банк отклонил просьбу деда.
Старики уполномочили свою дочь защищать в суде их честь и достоинство.
В Омске это первое дело о защите частной жизни. Судьи опирались на тот факт,
|
|
что фотография Якова Антоновича и Ульяны Ивановны использовалась в рекламе без
их согласия. В пользу истцов было взыскано с банка три тысячи новых рублей.37
Еще одна ссылка: директор Эрмитажа Пиотровский М. выразил протест по
поводу выпуска сигарет «Эрмитаж» фирмой «Ротманс-Нево». «Широко
разрекламированная новинка – сигареты «Эрмитаж» - нанесла моральный ущерб
нашему музею, - заявил на пресс-конференции директор. Во всем мире сигареты
признаны убийцами, и ассоциировать их с именем нашего музея – значит подрывать
его репутацию. Действия фирмы, самовольно использовавший наш товарный знак,
против чего Государственный Эрмитаж категорически возражает, - рецидив
36 Хазин М. Суд поставил рекорд в оценке чести и достоинства // Известия, 15 июн. 1995 г.
37 “Миллионщики» поневоле: супруги-пенсионеры выиграли у банка беспрецедентное дело по защите
частной жизни // Новые Известия, 20 июня 1998 г.
“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005
беззакония».38
Недавно «Известия» напечатали письмо Е. Боннэр, вдовы А.Д. Сахарова: речь
идет о портретной галерее выдающихся российских деятелей на стикерах партии
«Единая Россия», которые в ходе предвыборной кампании 2003 г. украшали вагоны
метро. Авторы рекламы записали в последователей этой партии Сталина,
Солженицына, Сахарова, Гоголя, Бродского, Шукшина и др., что, как говорится в
заметке, не только неэтично, но и чревато судебными исками. «Я категорически против
использования имени, фотографий или текстов Андрея Дмитриевича Сахарова без
моего разрешения, - сказала Елена Боннэр. - Юридически я являюсь единственным
наследником его авторского права, которое включает в себя использование имени.
Сегодня оно используется бесконтрольно. Мне кажется, что идеология и практическая
деятельность партии «Единая Россия» неадекватны тому, что хотел видеть в России
Андрей Дмитриевич Сахаров. Рядом с лицами Дзержинского и Сталина лицо Сахарова
|
|
мне кажется неуместным».39