Право на изображение

В настоящее время участились случаи нарушения рекламой права на

изображение. Еще в 1994 г. мною была опубликована в «Известиях» небольшая

заметка. Вот она: «Когда я впервые увидела рекламу Царскосельского инвестиционного

фонда, которая использовала эйзенштейновские кадры штурма Зимнего дворца (23.11.93,

канал «Россия»), мне хотелось воскликнуть вслед за классиками: все в истории повторяется

дважды – сначала как трагедия, потом как фарс. В юморе создателям было не отказать. Ну

разве не смешно, что полная пафоса сцена, документально сочиненная гениальным

кинематографистом и ничего общего с историей не имеющая, сейчас «работает» на

приватизационные чеки.

А вот уже и банк Империал» в своем телесериале «О роли личности в истории»

показывает, как Петр 1 вывел Россию – 1) к морскому простору, 2) ценою личных усилий, 3)

волоком… Богатые и выгодные для рекламодателя ассоциации.

Но вот коротенькая весточка из прошлого – о водке Смирнова (передача «Репортер»,

16.12.93). Изготовитель получил право иметь на этикетке изображение герба России не

просто так, а за качество своего продукта.

Тут по крайней мере два ключевых слова: «право» и «получил». Значит, надо иметь

право на вышеобозначенные действия? Не является ли эта ситуация в таком случае

предметом описания в будущем законе о рекламе? И если ты это право получил, то на каких

основаниях: за услуги, за заслуги, за деньги? И последнее слово – совсем не усилительная

фигура в этом ряду.

А заплатила ли Ассоциация инвестиционных фондов, в рекламном ролике которой

Николай Симонов в гриме Петра 1 вот уже в который раз говорит нам, что не напрасны были

труды наши, киностудии, которая снимала – не ролик! – фильм о Петре 1, или, по крайней

мере Фонду Николая Симонова, который недавно создан в Санкт-Петербурге? А фирма «Ле

Монти», куда бегут одеваться полуобнаженные герои «Полосатого рейса», заплатила ли она,

скажем, Василию Лановому? Если заплатила, то он до конца дней своих сможет одеваться

только в «Ле Монти»34.

И вот прошло десять лет. Иных уж нет – я имею в виду упомянутые в статье

структуры, а такая практика расцветает пышным цветом.

Газета «Известия», ведя свою рекламную подписную кампанию весной и летом

2003 г., публикует из номера в номер коллажи, где изображены известные писатели

прошлого (Гоголь, например), общественные деятели, держащими номер газеты,

причем так, что название газеты видно достаточно четко. Собственно, ради этого все и

замышлялось. Не знаю, как потомки Гоголя, а потомки Уинстона Черчилля, который

тоже «задействован» в этом параде «известных персон», могут и обидеться.

Читаем же мы в этой же газете такую информацию - Британская авиакомпания

ЕаsуJet может дорого заплатить за то, что в рекламных целях использовала фотографию

футболиста Бэкхема без его ведома. Авиакомпания поместила изображение

полузащитника на один из своих рекламных плакатов, причем сделала это без

разрешения игрока. В качестве компромисса менеджеры футболиста предложили

авиакомпании пожертвовать 25 тысяч долларов в один из детских благотворительных

фондов.35

Подвижки в этом вопросе начались довольно давно. В моем архиве сохранилось

два свидетельства. Одно из них – как возник правовой прецедент по решению таких

проблем. Некоторое время назад «Финансовые известия» разместили рекламу некоего

34 Федотова Л. История _____на халяву // Известия, 11 февр. 1994 г.

35 За использование фотографии Бэкхема придется платить взносы // Известия, 30 мая 2003 г.

“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005

коммерческого банка. Правая часть рекламы сообщала основные условия размещения

денежных средств клиентов; левая же, видимо, в подтверждение безупречной

надежности этих условий, представляла собой фотографию летчика в кабине самолета.

Неожиданно для газеты безымянный жизнерадостный летчик, С. Г. Близнюк,

Герой Советского Союза, награжденный многими орденами, заслуженный летчик-

испытатель СССР обратился в суд с просьбой защитить его честь и достоинство:

рекламная фирма использовала его фотографию без его ведома и согласия. За

причиненный моральный ущерб истец требовал от рекламной фирмы и

прорекламированного банка по 150 миллионов рублей (это были еще «старые»

деньги), а от газет - сообщить, что он согласия на использование своего изображения в

рекламе не давал. Автор газетной статьи утверждает, что это было первое такого рода

дело в судебной практике: речь шла о нарушении права на неприкосновенность

личности. Иск был частично удовлетворен, с рекламного агентства и банка взыскано

возмещение причиненного истцу морального вреда по 50 миллионов рублей, СМИ

было предписано сообщить о решении суда.36

Аналогично развивались действия, судя по газетному материалу, в другой

ситуации.

В 1997 г. в деревне, где проживали супруги-пенсионеры, побывал омский

фотохудожник. Он сфотографировал своих «героев»: на лавочке возле своего дома на

фоне опустевшего населенного пункта в пять изб. Ульяна Ивановна, прильнув к плечу

Якова Антоновича, в новом кокошнике, с любовью взирала на единственную Буренку,

а муж лукаво щурился, улыбаясь в большую белоснежную бороду.

Через некоторое время ОАО «Омскпромстрой - банк» стало вводить новый вид

вклада на пластиковой карточке для пенсионеров. Чтобы увлечь их, требовалось

нестандартное решение. Тут-то и подвернулась фотография пенсионеров Цыбуковых.

Эту фотографию разместили в местной прессе, но уже с новой подписью – «Мы

выбираем пенсионный вклад на пластиковой карточке «Золотая корона». В течение

двух месяцев их симпатичные лица регулярно появлялись в печатных изданиях города

и области. Надо ли говорить, что сами герои не давали разрешение банку на

использование своей фотографии для рекламы кредитной карточки «Золотая корона».

Газета подробно живописует, как с тех пор жизнь пенсионеров Цыбуковых

сильно изменилась; соседи, кто издеваясь, кто сочувствуя, не оставляли их в покое…

Дедушка обратился в банк: мол, эта реклама нас порочит, нам перед людьми стыдно.

Мы же никогда этих карточек в руках не держали…Старик наивно полагал, что перед

ним извинятся и прекратят публиковать фотографию. Банк отклонил просьбу деда.

Старики уполномочили свою дочь защищать в суде их честь и достоинство.

В Омске это первое дело о защите частной жизни. Судьи опирались на тот факт,

что фотография Якова Антоновича и Ульяны Ивановны использовалась в рекламе без

их согласия. В пользу истцов было взыскано с банка три тысячи новых рублей.37

Еще одна ссылка: директор Эрмитажа Пиотровский М. выразил протест по

поводу выпуска сигарет «Эрмитаж» фирмой «Ротманс-Нево». «Широко

разрекламированная новинка – сигареты «Эрмитаж» - нанесла моральный ущерб

нашему музею, - заявил на пресс-конференции директор. Во всем мире сигареты

признаны убийцами, и ассоциировать их с именем нашего музея – значит подрывать

его репутацию. Действия фирмы, самовольно использовавший наш товарный знак,

против чего Государственный Эрмитаж категорически возражает, - рецидив

36 Хазин М. Суд поставил рекорд в оценке чести и достоинства // Известия, 15 июн. 1995 г.

37 “Миллионщики» поневоле: супруги-пенсионеры выиграли у банка беспрецедентное дело по защите

частной жизни // Новые Известия, 20 июня 1998 г.

“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005

беззакония».38

Недавно «Известия» напечатали письмо Е. Боннэр, вдовы А.Д. Сахарова: речь

идет о портретной галерее выдающихся российских деятелей на стикерах партии

«Единая Россия», которые в ходе предвыборной кампании 2003 г. украшали вагоны

метро. Авторы рекламы записали в последователей этой партии Сталина,

Солженицына, Сахарова, Гоголя, Бродского, Шукшина и др., что, как говорится в

заметке, не только неэтично, но и чревато судебными исками. «Я категорически против

использования имени, фотографий или текстов Андрея Дмитриевича Сахарова без

моего разрешения, - сказала Елена Боннэр. - Юридически я являюсь единственным

наследником его авторского права, которое включает в себя использование имени.

Сегодня оно используется бесконтрольно. Мне кажется, что идеология и практическая

деятельность партии «Единая Россия» неадекватны тому, что хотел видеть в России

Андрей Дмитриевич Сахаров. Рядом с лицами Дзержинского и Сталина лицо Сахарова

мне кажется неуместным».39


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: