Явление спама как новая правовая проблема

В конце ХХ – начале ХХ1 века в сфере распространения рекламы появилась

проблема «века» – рассылка спама: незапрошенной пользователями рекламы,

рассылаемой по интернету. Об истории возникновения термина «spam» рассказывает

«Коммерсантъ». Спам (от английского «Spiced haM» — «ветчина с приправами»)

впервые ославили британские комики: группа викингов, сидящая в харчевне, так

громко исполняла песенку о любимой ветчине, что слово «spam», которое они

выкрикивали, стало нарицательным для изображения ситуации, когда кто-то пытается

забить чем-то все пространство. Американская компания, производитель

консервированной ветчины Shoulder Pork and hAM/ Spiced haM, которую для краткости

называют просто spam, ничего не смогла поделать с тем, что ее торговую марку стали

использовать для обозначения «массовых рассылок рекламной электронной почты».

Ветчина под этой торговой маркой продавалась в США с конца 30-х годов прошлого

века, так что марка была уже раскрученная. Первые спам-рассылки вошли в историю.

Первый случай датирован 1978 годом: работник маркетингового отдела компании DEC

разослал по Arpanet (первой сети, связывавшей компьютеры в США и ставшей

прообразом Интернета) рекламное сообщение о новой серии серверов.41

С тех пор это явление приобрело массовый характер. По оценкам Rаmblег,

экономический ущерб от спама только в прошлом году в мире составил порядка 200

миллионов долларов США.

По данным Калифорнийского фонда SpamСоn, общественной организации,

борющейся со спамом и координирующей законодательные инициативы в этой области

в США, средний американский служащий получает 3500 спам-сообщений в год; в 2003

году средняя компания в США полностью потеряет рабочее время каждого 72

работника из-за времени, убитого им на спам; фильтры на уровне серверов компании

очищают почту в среднем только на 25%; для того, чтобы очистить почту от спама для

690 работников средней компании, нужен один работник ИТ-отдела, который будет

заниматься только проблемами спама. Компания, которая фильтрует более 130 млн

электронных сообщений в день для крупных провайдеров в США, на своем сайте дает

следующую статистику: в обычный день 2003 года 74 млн сообщений из 130 млн

40 Стуруа М. Беспредел по-американски. Реклама призывает не подчиняться законам // Известия, 15 сент.

1995 г.

41 Греков Я. Спам заказывали? // Коммерсантъ.4 декабря 2003. С.25

“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005

являются спамом (82%, или 1 спам-письмо на 1,2 нормального).42

К сегодняшнему дню количество электронных писем в мире достигло

астрономических показателей. По данным исследовательской компании IDC, число

сообщений в 2002 году составило 5,48 трлн. По прогнозам аналитиков IDC, к 2006 году

их количество превысит 9 трлн. Значительная их часть - непрошенные маркетинговые

послания. IDC оценивает долю спама в 27%, но это, скорее, нижний порог. По данным

компании Brightmail, каждое второе письмо адресат получает против своей воли.

Консервативный прогноз IDC предполагает, что в 2006 году доля спама составит не

менее трети всех писем.

В самых компьютерно продвинутых странах уже принимают законы против

спама.

В 2003 г. законодатели американского штата Калифорния приняли такой закон:

в этом штате спамеру грозит штраф $1 тыс. за каждое непрошенное рекламное

послание, но общую сумму штрафа законодатели ограничили $1 млн. Интересно, что

именно в этом штате появилась электронная почта как способ корреспонденции в

начале 1980-х годов. А в конце октября сенат США принял законопроект по борьбе со

спамом. Лица, занимающиеся его рассылкой, могут быть подвергнуты штрафу до $1

млн и тюремному заключению сроком до пяти лет.43

Законопроект квалифицирует незаконной рассылку, «если __________ее получатель не

выразил на то своего желания». И это уголовное преступление. Новый закон запрещает

спамерам скрывать свои почтовые адреса, брать адреса для рассылки с веб-сайтов и

оставлять пустым поле для темы посылаемого сообщения. Кроме того, спамерам

запрещено рекламировать противозаконные услуги и запрещенные медицинские

препараты, а также использовать взлом компьютерных сетей для организации

несанкционированных рассылок. Как утверждается в цитируемой статье, законы по

борьбе со спамом уже приняты в 21 штатах США. 26 октября 2003 г. суд Невады

оштрафовал компанию PW Marketing за рассылку спама на 2 млн. долларов.44

Первые судебные дела показали, что они практически всегда проигрываются

спамерами, хотя это не просто, поскольку пострадавший должен доказать причиненный

ему ущерб. Чтобы избежать юридических проволочек, в ряде европейских стран и

некоторых штатах США были приняты законы, позволяющие привлекать к

ответственности спамеров уже за сам факт рассылки, без необходимости

документального подтверждения какого-либо материального или морального вреда:

распространение __________спама само по себе поставлено там вне закона.45

Недавно в прессе прошло сообщение, что полиция арестовала двух самых

известных спамеров в США, один из них, Гэвен Стабберфилд стоит на восьмом месте в

списке самых известных спамеров мира. На его рассылки приходило более 100 000

жалоб каждый месяц.46

Автор статьи в «Независимой газете» анализирует, насколько эта проблема

актуальна для России. Российские пользователи сети также получают на свои

электронные адреса спам. Анализируя это явление, чаще всего говорят о вреде

экономического характера - пользователь оплачивает время, необходимое для

«перекачки» не запрошенных им сообщений, и особенно прикрепленных к ним файлов.

При этом резко возрастает загрузка каналов связи, снижается скорость передачи

42 Там же

43 Греков Я. Спам заказывали? // Коммерсантъ,4 декабря 2003. С. 35

44 Мусор вне закона // Коммерсантъ – Власть, №43 (546), 3-9 ноябр. 2003 г.

45 Якушев М. Четыре способа остановить спам: разъяснять, программировать, принимать законы и

штрафовать // Независимая газета, 20 июня 2003 г.

46 Интернет: лови спамера! // Огонек, 2003, № 47, с.39

“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005

реально необходимой информации. Но что более важно – распространение спама

нарушает информационные права граждан: получатели вынуждены тратить время на

прочтение не запрошенных ими сообщений и на их удаление.47

Сейчас в России продекларированы первые законодательные инициативы по

борьбе со спамом. Создана Национальная коалиция против спама (в июле 2003 года),

куда вошли семь ведущих компаний российской компьютерной индустрии: без

объединения всех интернет-сил спам не победить.48

Цель коалиции — выработка правовых и технологических решений для борьбы

со спамом, проведение просветительской работы, правового преследования спамеров.

В России устроили первую публичную «порку» злостного спамера — языковой школы,

засыпавшей спамом всю страну. На все контактные телефоны этой школы беспрерывно

звонил робот, а когда там снимали трубку, включал запись обращения к этой компании

первого замминистра связи и информатизации РФ Андрея Короткова.49

На первой национальной конференции «Проблема спама и ее решения» (2003

г.) отмечали, что уже сегодня в российском законодательстве (закон «О рекламе», закон

«О связи», кодекс РФ об административных правонарушениях), существуют статьи,

позволяющие привлечь спамеров и их заказчиков к ответу. По мнению экспертов, есть

и технические возможности установить самых одиозных спамеров.50

Методы, которыми спамеры получают сведения об электронных адресах своих

«потенциальных жертв», зачастую находятся на грани закона. Это происходит путем

отслеживания интернет-адресов посетителей тех или иных сайтов, или путем

получения доступа к базам данных абонентов интернет-провайдеров (когда вы

пользуетесь своим адресом электронной почты - для заполнения разных форм в

Интернете, при общении на форумах и т. д. - программы-роботы сканируют веб-сайты

на наличие электронных адресов, и таким образом адреса попадают в руки спамеров).

Все чаще к несанкционированным рекламным и иным сообщениям

прикрепляются файлы с информацией антиобщественного содержания (в частности,

ссылки на сайты с порнографией), а также вредоносные компьютерные программы

(вирусы, «черви» и т.д.). По оценкам специалистов, уже сейчас наиболее «удобный» (и

наиболее часто применяемый) способ распространения «сетевых» вирусов - спам.51

Отмечая механизмы возникновения этого явления, все исследователи говорят о

том, что в основе лежит материальная выгода. Рассылка писем по 0.5 млн адресов в

Рунете стоит 15 долларов. Индустрию спама характеризуют сокращение доходов за

каждое доставленное письмо, снижение издержек и уменьшение размеров заказов на

рассылку.

Как утверждает автор цитируемой статьи, эффективность спам-рассылок на

порядок превосходит эффективность традиционной для интернета баннерной рекламы:

если средний СТК (сlick-through-гаtiо — средний процент кликов) в баннерной рекламе

составляет сейчас 0,5-1%, то у спам-рассылки нижний порог эффективности — 3-5%.

При этом спам в несколько раз дешевле другой рекламы в интернете. Средняя цена

1000 показов баннеров равна $5, тогда как всего за $250 (во всяком случае, в России)

вы сможете отправить свою рекламу миллиону пользователей. Несложно посчитать

эффективность спам-рекламы. За $5 на ваш баннер кликнет всего десять пользователей,

47 Якушев М. Четыре способа остановить спам: Разъяснять, программировать, принимать законы и

штрафовать // Независимая газета, 20 июня 2003 г.

48 Латкин А., Майорова А. Веник-антиспам: ИТ-индустрия собирается защититься от вредных

электронных писем // Известия, 4 сент. 2003 г.

49 Данные приводятся по статье: ГРЕКОВ Я. Спам заказывали? // Коммерсантъ.4 дек. 2003. С. 35

50 Там же

51 Якушев М. Четыре способа остановить спам: Разъяснять, программировать, принимать законы и

штрафовать // Независимая газета, 20 июня 2003 г.

“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005

и за те же деньги 1000 человек из миллиона получивших спам-рассылку зайдут на ваш

сайт, воспользуются вашей услугой. Таким образом, воспользовавшись спамом, за одну

и ту же сумму вы получите в сто раз большую отдачу. Ресурс Spamfilterreview.соm дает

следующую статистику эффективности email-рассылок: 8% пользователей покупали

что-либо рекламируемое посредством спама, а 28% даже отвечали (!) на спам.52

По данным компании DoubleClick, доля откликнувшихся на рекламу растет и

превышает уже 8%. Другими словами, один из 12-13 человек начинает посещать

рекомендуемый сайт. Наиболее «отзывчивой» считается реклама потребительской

печатной продукции. Здесь показатель посещаемости составляет более 11%. На

последнем месте - реклама потребительских товаров и продажа по каталогам. Только

6,7% получивших письмо следуют его совету.

Технологические (программные) средства, позволяющие отфильтровывать и

удалять «подозрительные» сообщения еще до их получения адресатом, ограничивают

попадание спама в ваш почтовый ящик, но они не всегда эффективны. Они

теоретически могут отсеять большую часть спама, но в фильтре может застрять и

настоящее письмо.53

И прогнозы на этот счет не утешительны. Со временем – с ростом

информационного обмена между пользователями - поиск нужных писем в корзине с

мусором будет становиться все более кропотливым занятием.

Поэтому специалисты настаивают на принятии и последовательном применении

законодательных мер борьбы со спамом. Они должны иметь комплексный характер.

Поскольку спам может рассматриваться как реклама, эти сообщения должны

соответствовать российскому законодательству о рекламе как по содержанию, так и по

форме, но должны быть и дополнения, учитывающие электронный способ рассылки

таких сообщений. В частности, необходимо указывать в заголовке сообщения, что оно

носит рекламный характер. Должны быть регламентированы и права абонентов -

владельцев электронных адресов, не желающих получать какую-либо не запрошенную

ими рекламу. По аналогии с принятыми в странах Европы «обычными» почтовыми

ящиками, на которых размещаются наклейки «рекламу не опускать!», такие метки

могут быть сообщены интернет-провайдерам для недопущения спама.54

Пока же законов, позволяющих привлечь спамера к ответу, в России нет. 85%

пользователей почтовой системы Rаmblег в ходе опроса высказалось за принятие мер

против распространителей спама: закрыть спамерам доступ в Интернет; судить за

вторжение в частное пространство и за уклонение от уплаты налогов.55

Проблема спама обсуждалась на второй конференции «Проблема спама и ее

решения» (2004 г.), организаторами которой выступили компании, составляющие

костяк «Национальной коалиции против спама». К этому времени по итогам I

полугодия 2004 года поток спама составил 70-80% от общего объема почтового

трафика российского сегмента сети. Для сравнения: на конец 2003 года доля спама

составляла 65-70%.Кроме того, отмечается усиление тенденции скрещивания

спамерских и хакерских технологий, наметившейся еще в 2003 году, когда спамерское

программное обеспечение было применено для массированной вирусной атаки.

Симбиоз спама и хакерских атак уже вырос в России в самостоятельный криминальный

52 ГРЕКОВ Я. Спам заказывали? // Коммерсантъ.4 декабря 2003. С. 35

53 ГРЕКОВ Я. Спам заказывали? // Коммерсантъ.4 декабря 2003. С. 35

54 Анненков А. Девять серверов на письмо подлеца. Либо будут найдены эффективные методы борьбы со

спамом, либо нас сомнут // Известия, 27 авг. 2003 г.

55 Латкин А., Майорова А. Веник-антиспам: ИТ-индустрия собирается защититься от вредных

электронных писем // Известия, 4 сент. 2003 г.

“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005

бизнес.

Участники конференции признали, что проблему спама невозможно

ликвидировать на все 100%, однако с ней можно и нужно бороться. Пока

законодательные инициативы борцов со спамом не принесли плодов. Первая редакция

поправок к закону «О рекламе», в которых упоминался спам, была отклонена

правительством. В октябре 2004 г. появилась вторая редакция законопроекта. Однако,

по мнению участников конференции, проблема в ней не решена. Так, законопроект по-

прежнему не касается случаев рассылки спама, содержащего сообщения, не

относящиеся к сфере действия закона «О рекламе», — объявления частных лиц, не

осуществляющих предпринимательской деятельности, ПР-материалы, оскорбительные

высказывания, а также сообщения рекламного характера, соответствующие по

формальным признакам публичной оферте. Более того, деятельность по фильтрации

спама провайдером может быть обжалована рекламодателем в судебном порядке как

«действия, препятствующие размещению и распространению социальной рекламы».

Представители Microsoft и «Лаборатории Касперского» внесли даже

предложение о перестройке инфраструктуры интернета в целом: время

«обезличенного» интернета прошло и необходимо разработать такие инструменты,

которые могли бы помочь идентифицировать и наказать злоумышленников.56

С некоторых пор спам стал завоевывать новое пространство: появилась

рассылка рекламы через текстовые SMS-сообщения.57 Чаще всего с помощью SMS-

сообщений предлагают знакомства, флирт и секс по телефону, продажу товаров и

услуг, прогноз погоды, курсы валют, помощь на автодорогах, юридические услуги,

дешевые карты предоплаты мобильной связи. Для этого достаточно войти в Интернет и

с помощью несложной программы послать текст сообщения сколько угодно большому

количеству абонентов: диск с базой данных пользователей той или иной сотовой

компании можно приобрести у компьютерных пиратов за 150-200 рублей. Это

практически всегда стопроцентное попадание в цель. По статистике, на одного

российского пользователя интернета приходится 4-5 почтовых ящиков, половина из

которых этим самым пользователем давно забыта. Сообщение же на мобильный

телефон в 90% случаев найдет своего адресата. И если современные способы защиты

фильтруют отчасти поступающие сообщения, сталкиваться с защитой от SMS -

рассылок пока не приходилось. Борьба с SMS - спамом только начинается.

Первыми тревогу забили японцы, у них услуга SMS для мобильного телефона

является самой популярной. У американцев проблема мобильного спама стоит еще

острее. Для абонентов некоторых компаний входящие SMS - сообщения являются

платными. Поэтому нежелательные рассылки, помимо нервов, стоят еще и денег. В

2001 году американские аналитики даже утверждали, что проблема SMS - спама может

поставить под угрозу саму систему мобильных сообщений. Серьезных

законодательных препонов на пути распространения спама пока нет.58 И когда

компания ВМD WireLess объявила о создании фильтрации и блокировки SMS-

рассылок в любой мобильной сети многие американские и европейские сотовые

компании изъявили желание установить ее у себя. В России не существует никакого

законодательства, ограничивающего электронные рассылки. Пока только каждый

пятый владелец мобильного телефона у нас столкнулся с проблемой SMS - спама. Года

через два года эти проблемы встанут со всей своей остротой.59

56 Коляда С. Спам выжгут напалмом // Известия, 21 окт. 2004 г.

57 Крылов А. Мобильный мусор: Сегодня со спамом сталкивается каждый пятый владелец мобильного

телефона // Известия, 29 сент.2003 г.

58 Там же

59 Там же

“Телескоп”: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 3, 2005

Подытоживая обсуждение данной проблематики, укажем, что ни одна проблема

не может существовать в обществе вне правового поля. Массовые же информационные

процессы, а именно к ним относятся сферы рекламной деятельности и связи с

общественностью, нуждаются и в разветвленных корпоративных кодексах “чести”.

Ведь при отсутствии в демократическом обществе цензуры оцениваются результаты

такой деятельности. Не останется равнодушной к этой сфере – именно в силу

“массовости” ее результатов – и общественность. Она в демократическом обществе все

больше становится силой, способной корректировать асоциальные эффекты

деятельности обозначенных институтов.

Выбранные примеры отражают и суть происходящих в российском обществе

перемен. В стране повышается роль законодательно принятых решений и

корпоративных инициатив. Известно, что удовлетворение корпоративных интересов (

как в случае с коммерческой и политической рекламой и целями паблик рилейшнз)

зависит часто от поведения широких масс. Учет в этой деятельности социального

контекста, а именно отношений и поведения широких слоев населения, не только

важно социально, но и экономически выгодно. Реклама и деятельность по связям с

общественностью по определению не могут существовать в конфронтации с

общественным мнением. Мировой бизнес, и в целом демократия, шли к этой мысли

столетия. У российских специалистов ситуация более выигрышная - они могут

учитывать этот опыт.__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: