Основные процедуры обоснования выбора темы диссертационных исследований

Выбор темы диссертационного исследования имеет важнейшее, во многом определяющее значение. От правильного подхода к определению темы во многом зависит результативность всей работы диссертанта.

При выборе темы учитываются ее актуальность, новизна постановки научной проблемы, потребности практики.

Актуальность темы определяется в данном случае двумя параметрами — потребностью, во-первых, в ее изучении самой наукой, во-вторых, практики. Здесь практика понимается в широком плане, она предполагает использование материалов диссертации не только в практическом деле, но и в учебном процессе в качестве специальных курсов, дополнительных источников для раскрытия темы.

При определении темы исследования существенное значение имеет новизна постановки и решения проблемы. Определяя ее, следует принимать во внимание ранее проведенные исследования и сделанные предшественниками выводы. Тема должна формулироваться так, чтобы ее исследование стало новым шагом в науке.

Вместе с тем в общественных науках не может быть абсолютно исследованной темы. Открытие новых источниковых материалов, новый ракурс рассмотрения, казалось бы, уже известной темы или известного события и многое другое придают исследованию новизну.

Значительное число аспирантов, соискателей, особенно не имеющих соответствующего базового образования, испытывают существенные трудности при выборе темы, освоении имеющейся литературы. Здесь особенно велика роль научного руководителя и других специалистов в данной области. Стоит выслушать как можно больше мнений. При этом нельзя не учитывать того, что каждый «советчик» имеет свое личное суждение и видение проблемы. Не исключено, что среди них могут оказаться и не совсем добросовестные «советчики». Окончательное решение принимать автору и, если потребуется, отстаивать его при утверждении темы.

Каждый из нас знает цену правильного или неправильного выбора темы. Здесь существенна роль и ответственность научного руководителя.

Составляющих при выборе темы много, но мы придаем исключительное значение ее пониманию, осознанию аспирантом, если хотите, его самовлюбленности в научную проблему. Аспирантские три года — мучительно долгие в предожидании степени, но они оптимальные, а то и недостаточные для изучения, освоения, осмысления темы и изложения ее в достойный научный труд.

При выборе темы необходимо учитывать наличие документальной базы. Особенно это касается тех отраслей науки, для которых источники несут основополагающую нагрузку – например, исторические работы.

Бывает так, что тема как бы вырисовывается, ее содержание исследователь хорошо представляет, но источников явно недостаточно, чтобы провести фундаментальное изучение научной проблемы.

Тема диссертационного исследования может быть в своей основе новой для аспиранта. Но лучше, намного лучше, если он ее знает, понимает, хотя бы в основном. Даже три года аспирантуры (а чистого времени для исследования темы здесь не более двух лет) порой недостаточно для освоения новой, неизвестной ему темы.

Лучше всего, когда аспирант приносит с собой облюбованную и в какой-то мере выношенную им тему диссертации. Уже сам этот факт говорит о том, что он знает, зачем идет в науку, и что будет в ней делать.

Особо ответственно научный руководитель должен подходить к выбору темы при вынужденном ее изменении аспирантом в процессе работы. Здесь немаловажное значение имеет и фактор времени.

Приступая к исследованию научной темы, необходимо решить четыре задачи, имеющие кардинальное значение для всей работы над диссертацией.

Первое. Определить степень разработанности проблемы, изучить ее историографию, оценить выводы предшественников, определить, какие из них остаются незыблемыми, а какие нуждаются в переосмыслении, вычленить вопросы, которые обойдены исследователями, и на базе этого обосновать новизну предстоящего исследования.

Второе. Обосновать научную необходимость и значимость, актуальность темы, сформулировать главную цель исследования и задачи, способствующие ее осуществлению, определить предмет исследования, установить хронологические рамки исследования изучаемого явления.

Третье. Определить методологию проводимого исследования, оценить круг имеющихся источников, наметить теоретические вопросы, по которым в диссертации будут предлагаться новые трактовки и выводы.

Четвертое. Обосновать практическую значимость проводимого исследования, выяснить, на кого и в какой степени оно ориентировано, в каких сферах могут быть применены его результаты.

Вся эта подготовительная работа и позволит определить тему диссертационного исследования.

При выборе темы следует соотносить широту исследуемой проблематики с хронологическими рамками исследуемого периода. Здесь мы имеем в виду то, что при большом количестве исследуемых проблем целесообразно устанавливать более узкие временные рамки, при меньшем количестве исследуемых проблем – более продолжительный хронологический период. Узкая тема прорабатывается более глубоко и детально, широкая тема также должна исследоваться обстоятельно, но детализации здесь не может быть. Диссертант определяет, какие методы и принципы исследования наиболее приемлемы для раскрытия избранной темы.

На выбор темы влияют целевые установки соискателя. Одни исходят из чисто прагматических соображений — получить ученую степень; для них тема не играет особой роли, важен результат, сама диссертация не рассматривается ими как трамплин для дальнейшего научного роста. Другие видят в диссертации возможность реализовать выношенные ими идеи, с которыми они не собираются расставаться и после защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: