Психологическая готовность ребенка к школе

Понятие «психологическая готовность» трактуется по-разному, так как является комплексным. Но все авторы сходятся во мнении что к концу дошкольного детства (6,5-7 лет) складываются 3 основные линии развития:

1. Формирование произвольности поведения;

2. Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3. Переход от эгоцентризма к децентрации детского мышления;

Э – ребенок судит обо всем, исходя из своей позиции.

Д – легко переходит от своего видения к видению других.

Пр: ребенок и луна (движение).

Л. И. Божович добавляет

4. Мотивация к обучению.

Психологическая готовность к школе - такой уровень психологического развития ребенка, который позволяет ему эффективно преодолевать трудности адаптации и первоначального обучения в школе. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформировать необходимых качеств личности.

Психологическая готовность к школе включает в себя след параметры псих развития:

1) Мотивационная готовность – наличие мотивации.

2) Определенный уровень произвольности в поведении (с участием воли) – волевая готовность.

3) Интеллектуальная готовность (простые операции обобщения).

4) Хорошее развитие фонематического слуха.

Самым важным компонентом психологи считают мотивационная готовность.

Отличают внутренняя и внешняя мотивацию. Внешняя – атрибутика (портфель, красивый пенал). Внутренняя – желание обретать знания.

В 1 классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьезные нагрузки на интеллект пока нет.

Методика по определению доминирования мотивов Н. И. Гуткиной.

Суть: ребенка ставят в реальную ситуацию выбора—поиграть с игрушками или дослушать незнакомую сказку. Дети со слабым познавательным интересом предпочитают игру и, следовательно, выберут ее. Доминирование познавательного мотива должно найти свое выражение в том, что ребенок предпочтет дослушать сказку. Ценность методики заключается в том, что ребенок именно на деле, а не на словах осуществляет выбор. Такая методика исследует именно действующие мотивы.

Методика "Рисование по точкам", или "Образец и правило", А.Л. Венгера предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований. В данной методике ребенок должен осуществлять заданное правило и ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец. Методика может применяться для 6-8 летних ребят. Обследование проводится с группой детей. Желательно, чтобы кол-во челок в группе не превышало 15. Методика состоит из 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе спец книжечки, выдаваемой испытуемому. На каждом листе книжечки слева нарисован образец, а справа нанесены (.), представляющие собой крестики, кружочки и треугольники. Следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми (.)), ребенок должен, соединяя эти (.) карандашом, воспроизвести фигуру-образец, изображенную на том же листе слева от (.). Задания отличаются одно от другого формой образца и расположением (.). Чтобы правильно выполнить задание, ребенок должен ориентироваться на две системы отношений между (.)1) на пространственные отношения (определяемые образцом) 2) на отношения, определяемые правилом соединения "точек".

Но наличие тех или иных конкретных З и У не может служить критерием его готовности к школе. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в проверке степени развития основой психической функции: восприятия, памяти, воли, внимания и т.д.

Восприятие -при поступлении в школу ребенок должен уметь устанавливать идентичность предметов и их свойств тому или иному эталону (различать цвета, видеть форму и размер предмета), ребенок должен планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства, хорошо ориентироваться в пространстве и т.д.

Внимание -бывает 2-х видов: непроизвольное и произвольное. Для успешной учебой деятельности необходимо произвольное.

Память -для успешной учебной деятельности необходима произвольная память.

Мышление и речь -у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, он должен уметь рассуждать, находить, причины явлений, делать выводы. Должна быть хорошо развита речь. Ребенок должен уметь связано, последовательно, понятно описать предмет, картину, события. Дети должны правильно строить предложения, уметь расчленять слова на звуки, иметь достаточный словарный запас.

Воображение -должен уметь придумывать рассказ по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию.

Ряд авторов включает в готовность определение уровня общения ребенка, умение ориентироваться на социальные нормы, уметь подчиняться, устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками. Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании Божович Л.И., Морозовой Н.Г. и Славиной Л.С.

Вся жизнь ребенок на пороге школы, все его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями, стремлениями и становится собственно позицией школьника. Учитель–самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания на признание. Если эти качества не сформированы–возможна дезадаптация ребенка.

Школьная дезадаптация–невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного ОУ.

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.

Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость. Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем характеристикам может установить только комплексное психодиагностическое исследование. Оно может быть осуществлено психологами, совместно с учителями и воспитателями. Данная задача должна решаться работниками школьной психологическая службы.

ВОПРОС № 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: