Специфика образовательного процесса в малочисленной и малокомплектной сельской школе

Статистика: малочисл.школы среди сельских общеобр.учрежд-ий сост.70%; 40%малочисл.школ имеют наполн-ть до 100 уч-ся. Сельская школа- это совокупность различных типов и видов ОУ,расположенных в сельской местности,разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, соц.окружению, нац. составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и решающих задачу базового общего среднего образования,с/х подготовки школьников,а так же выполняющих социо-культурные и социально-педагогические функции.(Гурьянова)Школа становится малочисленной, если средний показатель количества детей в классе меньше установленной нормы. Сегодня норма для классов в сельских школах Карелии –14 учеников. Особенности малочисленной школы: малое количество учащихся;-близость межличностных отношений;-возможность реализации индивидуального подхода;-близость к природе;- включённости в жизнь сел. социума; родственный характер отношений;-включенность в с-х труд; учитель-ключевая фигура. Зависимость успешности от уровня профессиональности учителя. Классов-комплектов, где дети объединены по возрасту,в малочисленной школе может быть обычное количество: сколько возрастов – столько и классов. Но все чаще в малочисленной школе встречается иная ситуация: классов-комплектов МЕНЬШЕ количества возрастных групп учащихся. Это означает, что дети, как минимум,двух классов-возрастов обучаются в одном классе-комплекте. Такие школы являются малокомплектными и в Карелии сегодня это более половины из малочисленных. Малокомплектная школа – это школа, где организация процесса совмещённого обучения детей из разных классов – возрастных групп, то есть обучение детей идёт в одно время, в одном помещении, под руководством одного учителя. Малокомплектная – всегда малочисленная и всегда сельская. Основные группы факторов, влияющих на образовательную ситуацию в сельской местности: экономические – финансовозатратность сельских малочисленных школ, дефицит бюджетов муниципальных образований,трудная экономическая ситуация в стране.Демографические – снижение рождаемости и как следствие – сокращение численности учащихся в школах, рост количества малочисленных школ. Социальные – ухудшение условий функционирования сельских школ, работы сельских учителей; дефицит педагогических кадров в малочисленных школах, нежелание многих родителей обучать детей в малочисленных школах. Психолого-педагогические – снижение образовательного уровня сельских учителей, вынужденная «многопредметность» их работы, трудности в развитии личности школьника в условиях малой численности учащихся, в организации полноценного воспитательно-образовательного процесса, потребность в повышении качества образования сельских школьников. Варианты комплектования1-2 3-4;1-3 2-4; 1-4 2-3. Виды уроков в малокомп. шк.: по предметному содержанию(однопредм.,разнопредм.),потематическомусодержанию(однотемный,разнотемный). Варианты расписания: Разнопредметное, Однопредметное, Смешанный подход. Особенности урока: Обязательное проведение сам. работы и её знач.сод-й и временной объём зависимость объёма сам работы детей от объёма работы учителя с др. классом. Необходимость клеткой временной регламентации точного расчёта времени, высокой концентрации расп-я и быстрого переключ-я внимания учителя. Необходимость тщательной материальной подготовки урока(пособий,записи,катрочки) широкое исп-е раздаточного материала, учебных пособий. Главная и самая сложная особенность –методической приёмы нуждающегося видоизменении, модификации, обуслов-й условиями одновременной работы неск-х классов в одном помещении и под рук-м одного учителя. Однотемный однопредметный урок. (концентрический метод обучения) Структура урока в 2-х комплектном классе: 1 группа: оргмомент; самопроверка д/з; объяснение нов.мат.; закрепление; обобщение нового мат; упр-я, инструктаж д/з; итог; 2 группа: оргмомент; проверка д/з, подготовка к изуч.нового; обобщение нового мат.;закрепление;повторение.Инструктаж д/з;итог. Проблемы разновозрастного детского коллектива в малокомплектной школ: дефицит общения(если всего в комплекте 3-5 чел);не уважение со стороны старшего класса в комплекте (конфликты,драки,унижения);дефицит общения между полами(если много мальчиков и,например, одна девочка).В образование в сельской малочисленной школе необходимо участие сельского социума. Это участие может проявляться по средством включения детей в сельский социум (посещение музеев, учреждений сельского поселения, участие в мероприятиях села), а так же приглашение членов сельского социума в образовательный процесс(приглашение людей, участие жителей в образовательном процессе).Особые цели воспитания сельской школы: Восп. любви к родному краю, к своей Малой Родине. Восп. чувства “хозяина своей земли.” Принятие сельского образа жизни, сельской культуры и быта как ценности. Погружение в народную культуру, национальная самоидентификация, трудолюбие, готовность и умение трудится в сельском и лесном хозяйстве,в агропромышленном секторе(современные технологии с/х производства).Межэтническая толерантность (Карелия).Направления воспитательной работы, определяемые спецификой сельского ОУ:Нравственное, Краеведческое, Культурологическое, Экологическое,Эстетическое, Трудовое, экономическое,Социально ориентированное (социально значимая деятельность)Источники - факторы и средства воспитания в сельской школе: Природа (растительный и животный мир, геология, география, климат...);История родного края, поселения; Народная культура и традиции(народные, национальные, местные);Производительный сельскохозяйственный труд; Народные ремесла и промыслы; Сельский социум; Семейный уклад школы Внеучебная деятельность сельской школы: Школьный музей Поисковые группы (отряды)Сельскохозяйственные трудовые отряды (бригады)Пришкольные оздоровительные лагеря Пришкольный участок — исследовательская лаборатория Прикладное творчество Школьное самоуправление. Формы и технологии внеучебной деятельности в малочисленной и малокомплектной сельской школе: Общешкольные массовые мероприятия. Мероприятия со (в) смешанными возрастными группами. Мероприятия совместно /с участием и для социума сельского поселения. Технология КТД (с элементами КТД). Дополнительное образование: секции, творческие объединения, кружки, студии и пр. Ресурсы воспитательной работы в условиях малокомплектной школе:- Администрация сельского поселения- учреждения сельского поселения (пожарная часть, больница, завод и т. д)- Уважаемы люди, которые могут через личный пример повысить уровень ЗУН. (ветераны войны, ветераны труда) Участие родителей и сельского социума: школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума. Структура взаимодействия школы и социума выглядит следующим образом: Родители обуч-ся м.б.заняты в системе школьного самоуп-я. Формами государственно-общественного самоуправления явл.:общешкольная конференция, Совет школы, общешкольный родительский ком-т,пед.совет. Председатели классных родительских комитетов образуют общешкольный родительский комитет. Общешк. род. комитет. В школе м. дейст-ть творческие объединения под руководством родителей и это одна из основных форм взаимодействия ОУ с родителями. Классные руководители, глубоко изучив потенциал родителей, умело используют его, выдвигая в качестве рук-ей творческих объед-й того или иного родителя – мастера. Треб к уч-ю: труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности. Высокая научно-теоретическая и методическая подготовка, хорошее знание своего предмета и смежных дисциплин, высокие коммуникативные способности, наличие навыков общения и взаимодействия с детьми разного возраста, способность проектировать и реализовывать различные способы межвозрастного взаимодействия, расположенность к проектной деятельности в учебной и социальной сфере, умение планировать и осуществлять педагогический эксперимент, развитые организаторские способности и наличие лидерских качеств, хорошая психологическая подготовка, аналитические и рефлексивные качества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: