Характерные черты развития нач образования в СССР

Русская педагогика пошла по пути разработки идей восп-ия чел-ка в новом общ-ве. В 1920 году был опубликован учебный план единой совет. школы:

-)Разностор. состав уч. предметов, включающ гуманит, физико матем, естествен науки.

-)большое кол-во часов на язык и литерат, матем, естеств.науки.

В сер.20 год. были попытки введения комплексн-х программ, объединяющ-х в себе сведения о природе, труде, человеч-ом общ-ве. Пытались заполнить разрыв м/у отд. школьными предметами и соед. обуч-е с жизнь и практикой. Вводились новые методы и приёмы обуч-ия. Школа имела 2 ступени-нач. и средн., кот. в раз. годы имели разную прод-ть. В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном нач. обучении. Были чётко определены треб-ия к общеобраз. школе: обесп. высокий уровень знаний и прочное усвоение наук. Основной формой организации учебной деят-ти стал урок. С пом. образования решались острые соц. проблемы: обучение всех граждан грамоте, повыш-е уровня образованности населения, подготовка проф.кадров для производства культурной сферы. Школа вып-ла соцзаказ: восп-ие чел. опред. типа, это определило жесткую, норматив.-охранит-ную систему восп-ия: введение единой дет. организации (пионеры), идеологизации воспит-й и учеб-й работы. Осн. пед идея того времени-трудовая школа, основанная на принципах индустриализации. Трудовое воспитание-важнейшая часть пед практики. Важной проблемой пед-кой теории была-организация и воспитание детского коллектива.

ЦК ВКП(б) в постановлении от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" разоблачил педологию и вредную деят-ть педологов, указал, что они базируются на лженаучных, антимарксистских положениях

детях.

Серьезному пересмотру в этот период подверглись важные вопросы теории обучения: восп-ие активного мышления учащ-ся во всех звеньях учебного процесса, связь теории с практикой в обучении, учет возрастных особен-тей учащ-ся и индивидуальный подход к ним, дидактические треб-ия к уроку и др.

Значительный шаг сделала педагогика и в области теории воспи-ия. Особую роль здесь сыграли работы Н. К. Крупской, к-рая большое внимание уделяла вопросам воспитательной работы школы, воспитанию коллективизма, организации детского колл-ва, пионердвижению и ряду других.

Активное участие в становлении новой педагогики принял С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, Сухомлинский, Блонский Павел Петрович: осн. пед. идеи.: обучение и воспитание должно осуществляться на сонове закономерностей развития ребёнка.; уважение личности ребёнка его потребностей и интересов. Высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребёнка, изучал эмоциональную сферу считая её фундаментом поведения человека.

Основное внимание Сухомлинский уделяет воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе.

Особенно активно занялся экспериментами МакаренкоА.С. Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две категории: типичные, общие для всех; индив-ые, вытекающие из особ-ей каждого воспитанника, учитывающие его склонности способности, наклонности. Целью явл-ся восп-ие боевого, активного, жизненного хар-ра. Восп-ник д. иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, д. уметь подчиняться товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов. Сложившаяся к 30-м годам тоталитарная гос-ая система не могла не отразиться и на шк. Была разраб-на серия постановлений ЦК ВКП(б) 1931 - 1932 гг. о школе. Эти постановления полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее централизованное управл-ие и централизованный контроль. Вся деят-ть школы, в том числе содер-ие образ-ия, подверглись унификации и жесткой регламентации. Вводились единые образ-ые прогр-мы и учебные планы, единые стабильные учебники. Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а не развитие личности ребенка. Были запрещены любые эксперименты и творч-ий поиск, школа было ориентирована на традиц-ую методику и дидактику, восходящую к официальной традиц-ой школе.

А.С. Макаренко – выдающ-ся советский педагог. Ввел понятие воспитательный(педагогич.) коллектив, считал что дет.коллектив невозможно воспитать без коллектива педагогов. Открыл закон движения коллектива (к.должен постоянно стремиться к цели). Необх-м фактором формир-я личности в его пед.системе явл.труд. Осн.условие-коллективный хар-р труда. Разработал свою систему методов воспит.: пример, требование, общественное мнение, наказание, поощрение, убеждение, метод параллельного действия(когда воспит-ль м.воздейств-ть на воспитанника и непосред-но, и опосред-о), метод взрыва(коллективный бойкот).

ВОПРОС № 19?????????????????????????

ВОПРОС № 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: