Методы психологии

Наблюдение – исследовательский метод, при котором психические явления изучаются в том виде, в каком они проявляются в обычной обстановке, без вмешательства исследователя.

Чтобы наблюдение не превратилось в пассивное созерцание, а соответствовало своему назначению, оно должно отвечать следующим требованиям: 1) целенаправленности; 2) систематичности; 3) естественности; 4) обязательной фиксации результатов. Объективность наблюдения в первую очередь зависит от целенаправленности и систематичности.

Наблюдение может быть внешним и внутренним. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о другом человеке, его поведении и психологии путем наблюдения со стороны. Выделяются следующие виды внешнего наблюдения:

• сплошное, когда фиксируются все проявления психики в течение определенного времени (на уроке, в течение дня, во время игры);

• выборочное, т. е. избирательное, направленное на те факты, которые имеют отношение к изучаемому вопросу;

• лонгитюдное, т. е. длительное, систематическое, в течение ряда лет;

• срез (кратковременное наблюдение);

• включенное, когда психолог на время становится активным участником процесса, за которым ведется наблюдение, и фиксирует его изнутри (в замкнутых преступных группах, религиозных сектах и т. п.);

• невключенное (непричастное), когда наблюдение ведется извне;

• непосредственное – его проводит сам исследователь, наблюдая за психическим явлением во время его протекания;

• опосредованное – в этом случае используются результаты наблюдений, проведенных другими людьми (аудио-, кино– и видеозаписи).

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) – это получение данных при наблюдении субъекта за своими собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания (интроспекция) или вслед за ними (ретроспекция).

Эксперимент является основным инструментом получения новых психологических фактов. Этот метод предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент – исследовательский метод, основными особенностями которого являются:

В зависимости от условий проведения эксперимента различают два его вида: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент протекает в специально оборудованном помещении, с использованием аппаратуры, приборов, позволяющих точно учитывать условия опыта, время реакции и т. д. Лабораторный эксперимент очень эффективен, если соблюдены основные требования к нему и обеспечены:

• положительное и ответственное отношение к нему испытуемых;

• доступная, понятная инструкция для испытуемых;

• равенство условий участия в эксперименте всех испытуемых;

• достаточные количество испытуемых и число опытов.

Неоспоримыми достоинствами лабораторного эксперимента являются: 1) возможность создания условий для возникновения необходимого психического явления; 2) большая точность и чистота; 3) возможность строгого учета его результатов; 4) многократное повторение, вариативность; 5) возможность математической обработки полученных данных.

Однако лабораторный эксперимент имеет и недостатки, которые состоят в следующем: 1) искусственность обстановки влияет на естественное течение психических процессов у некоторых испытуемых (страх, стресс, волнение у одних, и подъем, высокая производительность, хорошие успехи – у других); 2) вмешательство экспериментатора в деятельность испытуемого неизбежно оказывается средством воздействия (полезного или вредного) на изучаемую личность.

При этом выделяются констатирующий и формирующий эксперимент. Задача констатирующего эксперимента состоит в простой фиксации и описании фактов к моменту проведения исследования, т. е. в констатации того, что происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. Полученные результаты ни с чем не сравниваются. Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы изучить психическое явление в процессе его активного формирования. Он может быть обучающим и воспитывающим. Если происходит обучение каким-либо знаниям, умениям и навыкам, то это – обучающий эксперимент. Если же в эксперименте происходит формирование тех или иных свойств личности, изменяется поведение испытуемого, его отношение к товарищам, то это – воспитывающий эксперимент.

При изучении продуктов деятельности, а точнее – психологических особенностей деятельности на основании этих продуктов, исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его предшествующей деятельности. Изучая их, он может косвенно судить об особенностях как деятельности, так и действующего субъекта. Поэтому данный метод иногда называют «методом косвенного наблюдения».

Продуктами деятельности, созданными в процессе игры, являются различные постройки из кубиков, песка, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками детей, и т. п. Продуктами трудовой деятельности можно считать деталь, заготовку, продуктивной – рисунки, аппликации, различные поделки, рукоделие, художественное произведение, заметку в стенгазету и т. д. К продуктам учебной деятельности относятся контрольные работы, сочинения, чертежи, черновики

Разновидностью данного метода является биографический метод, связанный с анализом документов, принадлежащих человеку. Под документами понимается любой письменный текст, аудио– или видеозапись, сделанные по замыслу испытуемого, литературные произведения, дневники, эпистолярное наследие, воспоминания других лиц об этом человеке.

Методы опроса – это методы получения информации на основе вербальной коммуникации. В рамках этих методов можно выделить беседу, интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос).

Беседа представляет собой метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Беседу можно рассматривать как направленное наблюдение, сконцентрированное вокруг ограниченного количества вопросов, имеющих большое значение в данном исследовании. Ее особенностями являются непосредственность общения с изучаемым лицом и вопросно-ответная форма.

Беседа обычно используется: для получения данных о прошлом испытуемых; более глубокого изучения их индивидуальных и возрастных особенностей (склонностей, интересов, убеждений, вкусов); изучения отношения к собственным поступкам, поступкам других людей, к коллективу и т. д.

Беседа либо предшествует объективному изучению явления (при первоначальном знакомстве перед проведением исследования), либо следует за ним, но может использоваться как до, так и после наблюдения и эксперимента (для подтверждения или уточнения того, что было выявлено). В любом случае беседа обязательно должна сочетаться с другими объективными методами.

Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности со стороны исследователя и от искренности ответов, даваемых испытуемым.

К беседе как к методу исследования предъявляются определенные требования:

• необходимо определить цель и задачи изучения;

• следует составить план (но, будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда индивидуализирована);

• для успешного проведения беседы необходимы создание благоприятной обстановки, обеспечение психологического контакта с испытуемым любого возраста, соблюдение педагогического такта, непринужденности, доброжелательности, поддержание атмосферы доверия, искренности на протяжении всей беседы;

• следует заранее тщательно продумать и наметить вопросы, которые будут заданы испытуемому;

• каждый следующий вопрос должен ставиться с учетом той измененной ситуации, которая создалась в результате ответа испытуемого на предшествующий вопрос;

• в ходе беседы обследуемый также может задать вопросы психологу, проводящему беседу;

• все ответы испытуемого тщательно протоколируются (после беседы).

Беседа может быть стандартизированной, с точно сформулированными вопросами, которые задаются всем опрашиваемым, и нестандартизированной, когда вопросы ставятся в свободной форме.

Интервью – это метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса. Интервью чаще используется в социальной психологии. Виды интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы, и стандартизированное, близкое к анкете с закрытыми вопросами.

Анкетирование – это метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, которые дают испытуемым для письменного ответа. По своей функции вопросы могут быть основными, или наводящими, и контрольными, или уточняющими. Главный компонент анкеты – не вопрос, а серия вопросов, отвечающая общему плану исследования.

Любая грамотно составленная анкета имеет строго определенную структуру (композицию):

• во вступлении излагаются тема, задачи и цели опроса, объясняется техника заполнения анкеты;

в начале анкеты помещаются простые, нейтральные по смыслу вопросы (так называемые контактные), цель которых – сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого;

в середине находятся наиболее сложные вопросы, требующие анализа, размышления;

• в конце анкеты приводятся простые, «разгрузочные» вопросы;

• в заключении (при необходимости) содержатся вопросы о паспортных данных опрашиваемого – пол, возраст, гражданское состояние, род занятий и т. п.

Виды анкет достаточно многообразны: если анкета заполняется одним человеком, то это – индивидуальная анкета, если она выражает мнение какой-то общности людей – то это групповая анкета. Анонимность анкеты заключается не только и не столько в том, что испытуемый может не подписывать свою анкету, а по большому счету в том, что исследователь не имеет права распространять информацию о содержании анкет.

Существует открытая анкета – с использованием прямых вопросов, направленных на выявление осознаваемых качеств испытуемых и позволяющих им строить ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме.

Закрытая (селективная) анкета предполагает ряд вариативных ответов. Задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего из них.

В анкете-шкале испытуемый не просто должен выбрать наиболее правильный ответ из готовых, но и прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов.

Специфическим вариантом анкетирования метода является социометрия, разработанная американским социальным психологом и психотерапевтом Дж. Морено. Этот метод используют для изучения коллективов и групп – их направленности, внутригрупповых отношений, положения в коллективе отдельных его членов.

социометрическая звезда (предпочитаемые принятыеизолированные (парии, «робинзоны»), не получившие ни одного выбора.

Тест (от англ. test – проба, испытание) – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества или свойства личности, которые имеют определенную шкалу значений. Тест не просто описывает особенности личности, но и дает им качественную и количественную характеристики.

Тестирование применяется там, где есть необходимость стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Существует множество видов тестов. Среди них выделяют тесты достижений, интеллекта, специальных способностей, креативности, личностные тесты. Тесты достижений находят применение в общем и профессиональном обучении и выявляют то, что испытуемым усвоено в ходе обучения, степень владения конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты интеллекта служат для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты специальных способностей предназначены для оценки уровня развития технических, музыкальных, художественных, спортивных, математических и других видов специальных способностей.

Тесты креативности используются для изучения и оценки творческих способностей личности, умения порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро и оригинально решать проблемные ситуации.

Личностные тесты измеряют различные стороны личности: установки, ценности, отношения, мотивы, эмоциональные свойства, типичные формы поведения.

Проективные тесты. Проекция – это бессознательно проявляемая склонность человека невольно приписывать людям свои психологические качества, особенно в тех случаях, когда эти качества неприятны или когда нет возможности определенно судить о людях, но необходимо это сделать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: