МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Тема 23. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Орел 2011
ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВЭД
Современный этап развития отечественной экономики сопровождается либерализацией и демократизацией торговли: в отличие от советского периода, значительно возрастает самостоятельность фирм не только в выборе сферы своей производственной и сбытовой деятельности, но и в выборе иностранного партнера. Таким образом, практически любому отечественному производителю товаров открыт доступ к зарубежным рынкам. Но в тоже время осуществление ВЭД обязывает предприятие вести свою деятельность на более высоком уровне: усложняются задачи не только его финансовых и маркетинговых служб, но и возникает потребность в развитии собственной транспортной службы.
Транспортная служба предприятия – система, осуществляющая транспортировку всех грузов в соответствии с производственным процессом. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства. Необходимо отметить, что рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. К основным задачам транспортной службы предприятия, осуществляющего ВЭД, относятся:
· транспортировка грузов за рубеж (первостепенная задача), сопровождение груза при таможенном оформлении;
· содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, при этом важно, чтобы транспорт компании соответствовал международным нормам и стандартам (в области экологии, грузоподъемности, безопасности);
· снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы, содействие скорейшему таможенному оформлению доставляемых грузов (своевременная подача и правильное заполнение ГТД, уплата соответствующих пошлин и сборов).
Для решения поставленных руководством фирмы задач, транспортная служба предприятия должна ежедневно исправно выполнять свои функции, такие как:
· разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
· планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
· разработка проектов производства работ (ППР) транспортных средств;
· планирование потребности в запчастях и их последующее приобретение;
· оперативное планирование и диспетчерское сопровождение доставки, погрузки/отгрузки товаров;
· организация осмотров, технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
· поддержание безопасности и удобства движения транспортных средств по территории предприятия;
· организация ежедневного обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
· приобретение новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получение лицензий на перевозку грузов и людей, списание и утилизация изношенных транспортных средств.
Для эффективного планирования потребности предприятия в транспортных средствах (ТС) определяются грузооборот фирмы и ее грузопотоки. Грузооборот - это совокупность всех грузов, перемещаемых предприятием за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия). Грузопоток – это количество грузов в единицах измерения (т, кг, шт., и т.д.), перемещаемое в определенном направлении между цехами и складами, от «двери» поставщика до «двери» фирмы-заказчика за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании:
· видов перемещаемых грузов;
· пунктов отправления и доставки;
· расстояний между пунктами;
· объемов перемещаемых грузов;
· частоты и регулярности перевозок.
Одним из наиболее часто используемых методов определения объемов грузопотоков и грузооборота предприятия является составление шахматной ведомости. В этой ведомости отражаются все перемещения грузов. По вертикали перечислены цехи-отправители и склады, а по горизонтали в том же порядке указаны цехи-получатели и склады. Каждый цех и склад представлен столбцом и строкой. Итоги столбцов показывают общее поступление грузов в данный цех, а итоги строк - величину отправления грузов. Сумма итогов столбцов или строк по всем цехам и складам отражает величину внутренних грузопотоков. Количество же необходимых организации транспортных средств рассчитывается как по межцеховым перевозкам, так и по внутрицеховым и межоперационным транспортным системам.
С точки зрения ВЭД принято рассматривать перевозки по межоперационным транспортным системам. И в данной категории перевозки подразделяются на разовые и маршрутные. Разовые перевозки – это перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам). Маршрутные перевозки – это постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам, которые в свою очередь бывают следующих типов: осуществляющиеся по маятниковой системе и по кольцевой системе.
Наиболее простой является маятниковая система маршрутов - это связь между двумя пунктами, которая может иметь два варианта:
- вариант двустороннего маятника, то есть отправление загруженного ТС из пункта А в пункт В и последующее возвращение ТС с грузом;
- вариант одностороннего маятника - возвращение транспортного средства назад без груза.
На практике часто применяется также система лучевых маятниковых маршрутов, когда один пункт (склад, цех) связан двусторонними перевозками с несколькими другими пунктами. Как уже говорилось ранее, второй основной системой перевозок является кольцевая система - система обслуживания нескольких постоянных пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому.
При отлаженной работе транспортных подразделений предприятия, их сотрудникам необходимо постоянно искать новые пути совершенствования своей работы. Основными направлениями поиска при этом являются:
· механизация и автоматизация транспортных процессов в сочетании с высокой степенью их организации;
· применение унифицированной тары (в том числе и оборотной);
· внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;
· специализация средств межцехового транспорта по роду перевозимых грузов;
· организация контейнерных перевозок;
· внедрение автоматизированных систем управления транспортом.