Государственная инновационная политика страны

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационно-инвестиционной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов научных достижений в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных и личных потребностей. Она включает три этапа: разработку научно обоснованных концепций развития инновационно-инвестиционной деятельности – осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала; определение основных направлений государственной поддержки инноваций и инвестиций; осуществление практических действий, направленных на повышение активности в инновационно-инвестиционной деятельности.

В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие оптимальных решений по развитию научно-технического потенциала и коммерциализации научных разработок, установление главных задач инновационного развития и выработки политики по привлечению инвестиций в инновации в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это привлечение инвестиции в иннвации, финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной инновационно-инвестиционной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки приоритетных инноваций находит отражение в формировании точек роста для научно-технического лидерства, которое должно проявляться в расширении экспорта научно-технических, информационных результатов (лицензии, патенты и др.), увеличении экспорта наукоемкой продукции и услуг. Наличие приоритетного научно-технического лидерства представляется доказательством правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению научно обоснованной государственной инновационно-инвестиционной политики.

Государственная инновационно-инвестиционная политика направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для активного осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций: содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях; кадровое обеспечение инновационной деятельности; содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности; формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем); применение механизма преференций и прочих инструментов государственного регулирования этой сферы, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды на инновационное развитие организаций (предприятий); повышение роли государства как посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки (академического, отраслевого, вузовского и заводского) и стимулировании кооперации в области – инновационных разработок между промышленными фирмами (предприятиями, акционерными обществами) и высшими учебными заведениями (университетами, академиями, институтами); координацию инновационной деятельности в регионах; создание привлекательной правовой базы для инновационной деятельности; регулирование международных связей в области инновационных процессов.

В условиях глобализации экономического и научно-технического развития особую важность в инновационной деятельности приобрели международные торгово-экономические отношения, использование достижений мировой науки, что усиливает значимость государственной инновационной политики и роль внешнеэкономического фактора в этом процессе. Формы государственного регулирования международных связей в инновационной деятельности разнообразны. К важнейшим из них относятся: стимулирование притока зарубежных инновационных инвестиций; обоснованный выбор наиболее перспективных, приоритетных направлений сотрудничества; таможенное регулирование и экспортный контроль инновационных разработок (технологий, изделий, рецептур); поддержка международных контактов (связей) малого инновационного предпринимательства; финансирование многосторонних (двусторонних) международных инновационных проектов; применение специальных налоговых и кредитных льгот для стран (или организаций), участвующих в выполнении совместных инновационных проектов и разработок; введение в стране международных стандартов и норм. К формам государственного регулирования в этой области могут быть отнесены: программы расширения научно-технической сотрудничества с зарубежными странами; участие в работе международных организаций, занимающихся проблемами инноваций (ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД, МАГАТЭ и др.); присоединение к международным соглашениям (например, к конвенции об охране прав интеллектуальной собственности); создание специальных законодательных актов и норм, юридически регулирующих международные инновационные связи; участие в международных патентно-лицензионных операциях и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: