Материальное обеспечение трудового обучения

Все материальные средства, с помощью которых осуществляется обучение технологии в начальных классах, относят к учебно-материальной базе данного курса.

Учебно-материальная база состоит из расходных материалов (ткань, клей, пластилин), требующих постоянного пополнения и стационарного оборудования (приспособления, станки, инструменты, лабораторное оборудование).

Учебно-производственное оборудование – специально изготовленные для учебных целей инструменты, приспособления, чертежно-измерительные инструменты.

Лабораторное оборудование - стаканчики, лупы, микроскопы, пробирки и др.

Расходные материалы - древесина, текстильные материалы, ткань, бумага, фольга, природные материалы и др.

Технические средства обучения - проектор, телевизор, проигрыватель, компьютер и др.

Наглядные средства обучения – рисунки, схемы, учебные чертежи, инструкционные карты, таблицы по технике безопасности, наглядные модели алгоритмов компонентов технологического процесса, образцы объектов труда, муляжи, натуральные объекты и др.

От состояния учебно-материальной базы, как отмечают методисты [15, 31, 40, 41], зависит, в первую очередь, реализация дидактических принципов в обучении технологии.

Хорошее оснащение учебного процесса инструментами, приспособлениями и материалами, которые сами по себе являются средствами наглядности, позволяет учителю дидактически и технически правильно демонстрировать учащимся трудовые движения и рабочие приемы выполнения технических операций. Это, в свою очередь, создает благоприятные возможности для воспитания культуры труда учащихся, формирует положительное отношение к труду и приносит им моральное удовлетворение от полученных результатов.

Учебно-материальная база влияет на реализацию принципа доступности в обучении. В кабинете технологии все оборудование должно быть подобрано в соответствии с возрастными особенностями учеников, а подбор объектов труда ограничиваться возможностями учебно-материальной базы и возрастными особенностями учащихся. С этой целью следует дифференцировать учебно-трудовые задания с учетом индивидуальных способностей учащихся, их технологической и физической подготовки.

Материально-техническая база играет важную роль в реализации принципа прочности усвоения знаний, умений и навыков. При хорошей организации урока у учащихся имеется возможность выполнять самые разнообразные упражнения для закрепления знаний, умений и навыков.

С помощью лабораторного оборудования, инструментов и приспособлений, разнообразных материалов, наглядности, технических средств обучения обеспечивается возможность применения многих методов обучения технологии.

Учебное оборудование должно соответствовать всем педагогическим, санитарным и техническим требованиям. Оно должно обеспечивать: выполнение каждым учеником необходимых упражнений по освоению трудовых приемов, движений и действий и операций; выполнение опытов и наблюдений в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой; организацию и проведение практических работ учащихся в соответствии с логикой учебного процесса; организацию работ по освоению новых и закреплению имеющихся знаний.

Первая группа требований – это функционально-педагогические требования. Учебно-производственное оборудование должно создавать возможность для демонстрации приемов выполнения трудовой операции с учетом принципа политехнизма и других принципов, применяя все методы обучения. Показ любой трудовой операции должен соответствовать психологическим закономерностям восприятия предметов и явлений и положениям теории обучения.

Вторая группа требований – это технико-экономические требования. Все оборудование для урока должно соответствовать типам массового современного оборудования и обеспечивать высокую производительность труда у учащихся;

- детали и узлы, используемые в сборке изделий, должны быть выполнены или самими учащимися, или состоять из простейших конструкций;

- все оборудование должно соответствовать правилам техники безопасности (исправное состояние, постоянное место хранения и др.), гигиеническим нормам.

Третья группа требований – эргономические требования. Эти требования необходимо выполнять при выборе инструментов и приспособлений с точки зрения удобства пользования ими. В данном случае необходимо учитывать возрастные и индивидуальные и анатомические особенности учащихся. В последнее время появились инструменты, которые не возможно использовать в учебных целях. Например, ножницы, выполненные из некачественных металлов, украшенные различной декоративной отделкой, с лезвиями различных размеров и форм, линейки на которых плохо видно деления и др. Такое оборудование не может обеспечить учащимся полноту восприятия технической информации.

Четвертая группа требований - технико-эстетические требования. Оборудование должно быть не только удобным для пользования, но и удовлетворять требованиям эстетики, воспитывать у учащихся чувство вкуса и вызывать чувство удовлетворения от процесса труда.

Учителю в процессе трудового обучения часто приходится использовать наглядные средства обучения.

Первую группу представляет учебно-техническая документация. В нее входят условные изображения изучаемых объектов - чертежи, эскизы, рисунки, наглядные модели алгоритмов, отражающие процессы протекания компонентов технологического процесса, электрические схемы, инструкционные карты, инструкции по технике безопасного труда.

Вся используемая на уроках в начальных классах техническая информация должна быть выполнена на светлой бумаге или картоне. Края таблиц должны быть окантованы прочной бумагой, тканью, лидерином и т.п. Все надписи и текст должны быть выполнены типографским способом или на компьютере. Техническая документация, изготовленная вручную, так же должна быть выполнена аккуратно, крупным и легко читаемым шрифтом. Учебные чертежи, технические рисунки, эскизы должны быть выполнены в соответствии требованиям ЕСКД.

Техническая документация, используемая на уроках технологии, не должна мешать процессу восприятия учебного материала и выполнению практических работ. Некоторые средства наглядности необходимо вовремя убирать с поля зрения учащихся (модель алгоритма анализа образца, лабораторное оборудование и др.) или переместить с центра доски на край. Техническую документацию, не отвечающую требованиям эстетики и ЕКДС, необходимо вовремя заменять.

Вторую группу наглядных средств обучения составляют наглядные пособия. Выделяют средства натурального показа – образцы конструкционных материалов, инструменты, детали, узлы, природные материалы; натуральные процессы – демонстрация процесса работы машин, станков, оборудования, показ трудовых движений и действий при выполнении трудовой операции; технические модели и макеты, игрушки, учебные пособия.

Все оборудование кабинета технологии должно храниться в специальных шкафах, ящиках, на демонстрационных щитах, в индивидуальных папках.

Особые требования предъявляются к оснащению рабочего места учеников.

Рабочее место – зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления каким-то процессом или выполнением работ.

Конечная цель организации рабочего места – оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечивающих максимальную надежность и эффективность работы.

В организации рабочего места должны быть соблюдены определенные условия.

1. Достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования.

2. Наличие зоны свободного действия, т.е. участка, на котором сконцентрированы оборудование, инструмент, материалы, приспособления, которыми приходится часто пользоваться.

3. Достаточное естественное или искусственное освещение рабочего места.

4. Конструкция и дизайн рабочего места должны обеспечивать быстроту, простоту и экономичность технического обслуживания оборудования, поддерживать удобную рабочую позу.

5. Соответствующий санитарным нормам воздухообмен, температура и влажность [42].

Чтобы правильно организовать рабочее место ученика необходимо учитывать его антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и т.д. В любой работе необходимо определять рабочую позу и, исходя из индивидуальных характеристик, организовать рабочее место так, чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь, совершать перекрестные движения руками, раскладывать предметы и орудия труда так чтобы они не мешали работе и всегда были «под рукой». За каждым рабочим инструментом, оборудованием, приспособлением должно быть закреплено определенное место.

Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение условий его охраны и безопасности. Техника безопасности – система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов.

Производственный дизайндолжен учитывать форму, отделку, цветовое решение, систему освещения и индивидуальные особенности ученика. Все элементы интерьера должны гармонично сочетаться и преследовать цели оптимизации условий труда.

Контрольные вопросы.

1. Что включает в себя учебно-материальная база трудового обучения?

2. Какие требования предъявляются к оборудованию, используемому на уроках технологии в начальных классах?

3. Какие средства обучения относят к учебно-технической документации?

Список литературы

1. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней / Анри де Моран. - М., 1982.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. – 2008. - № 3.

3. Атутов, П.Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников / П.Р. Атутов., В.А. Поляков - М., 1985.

4. Атутов, П.Р. Связь трудового обучения с основами наук / П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев. - М., 1983.

5. Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных помыслах / В.А. Барадулин. - М., 1979.

6. Батышев, С.Н. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики / С.Н. Батышев. - М., 1981.

7. Бердышев, А.В. Технология в школе: предметно-функциональный подход / А.В. Бердышев // Школа и производство. - 2002. - №2.

8. Венгер, Л. А. Психологическая готовность детей к обучению в школе / Л.А. Венгер // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.

9. Венгер, Л.А. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту / Л.А. Венгер // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988.

10. Вильямс, Б. Книга о самых первых / Б.Вильямс, Б. Вильямс; пер. с англ. – М., 1994.

11. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде. Автореф. дис.... канд. пед. наук / Т.А. Власова. – Екатеринбург, 2000.

12. Гальперин, П.Я Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я Гальперин. // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.

13. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. - Екатеринбург, 2000.

14. Гукасова, А.М Работа с тканью на уроках труда: пособие для учителей / А.М. Гукасова. М., - 1977.

15. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: пособие для студентов заочников II –III курсов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарина, В.И. Романина. - М., 1990.

16. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: частные вопросы / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарина, В.И. Романина. – М., 1990.

17. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. - М., 1979.

18. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / А.М. Гукасова. – М., 1990.

19. Диагностика умственного развития / Л.А Венгер [и др.]; под ред. Л. А. Венгера, В.В. Холмовской. - М., 1978.

20. Дидактика технологического образования /. П.Р. Атутов [и др.]; под ред. П.Р. Атутова. М., 1997. Ч. 1.

21. Дидактика технологического образования / П.Р. Атутов [и др.]; под. ред. П.Р. Атутова. - М., 1997. Ч 2.

22. Журавлева, А.П. Начальное техническое моделирование: пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе / А.П. Журавлева, Л.А Болотина. - М., 1982.

23. Запорожец, А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / А.В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н Леонтьева, А.В. Запорожца. - М., 1948.

24. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений: сборник статей / А.В. Запорожец. - М., 1960.

25. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. - М., 2002.

26. Иванов, С.Н. Технология бумаги / С.Н. Иванов - М-Л., 1960.

27. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.

28. Калинина, Г.П. Методика формирования технологических умений у старших дошкольников / Г.П. Калинина, С.Б. Шухардина. – Екатеринбург, 2002.

29. Калинина, Г.П. Элементы художественного конструирования в 1 классе: методические рекомендации / Г.П. Калинина - Свердловск, 1989.

30. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик» / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. - М., 1999.

31. Конышева, Н.М. Трудовое обучение в свете новых задач: концепции, программы, методики / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 1998. - № 7.

32. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. – М., 2002.

33. Крупская, Н.К. О политехническом образовании: педагогические сочинения: в 10 т. / Н.К. Крупская. - М., 1959. Т.4.

34. Кузнецов, В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / В.П. Кузнецов, Я.А. Рожнев. - М., 1981.

35. Кузнецов, В.П. Работа с бумагой и картоном в начальных классах / В.П. Кузнецов. - М., 1967.

36. Кузьмин, В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса / В.П. Кузьмин. - М., 1986.

37. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1977.

38. Маркс, К. Капитал. Сочинения: в 26 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс - М., 1962. Т.23.

39. Махмутов, В.И. Современный урок / В.И. Махмутов. - М., 1985.

40. Махмутов, В.И. О новых методах обучения в трудовой подготовке учащихся / В.И. Махмутов // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1967.

41. Махотин, Д.А. К вопросу о сущности понятия «технология» / Д.А. Махотин // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: матер. междунар. науч. практич. конфер. МПГУ. - М., 2003.

42. Методика трудового обучения с практикумом / Д.А. Тхоржевский, А.И. Бугаев, Б.И. Бухалов [и др.]; под ред. Д.И. Тхоржевского. - М., 1987.

43. Мои первые научные опыты. - Словакия, 2003.

44. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях / Е.М. Муравьев. – Шуя., 1996.

45. Мухина, В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 7-е изд. стереотип / В.С. Мухина. – М., 2002.

46. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М., 1972.

47. Овечкин, В.П. К вопросу о базовых понятиях технологического образования / В.П. Овечкин // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: материалы международной научно-практической конференции МПГУ 4-5 февраля 2003 г. - М., 2003.

48. Основы методики трудового и профессионального обучения / В.А. Полякова [и др.]; под ред. В.А. Полякова. - М., 1987.

49. Павлова, М.Б. Технология - новый учебный предмет в школе / М.Б. Павлова. – СПб., 1992.

50. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М., 2002.

51. Педагогика: учебное пособие для студентов пединститута. / Ю.К. Бабанский [и др.]; ред. Ю.К. Бабанский. - М., 1983.

52. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

53. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. - М., 1988.

54. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4, 5-11 классы. - М., 2006.

55. Производственная педагогика: учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. 3-е изд. перераб. и доп. / сост. Батышев С.Я. - М., 1984.

56. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1946.

57. Рыков, Н.А. К вопросу об образовании умений / Н.А. Рыков // Советская педагогика. - 1953. - №10.

58. Салтыков, А.Б. Самое близкое искусство / А.Б. Салтыков. - М., 1968.

59. Советское декоративное искусство 1945-1975. Очерки истории. / В.П. Толстой; отв. ред. В.П. Толстой - М., 1989.

60. Сенина, Э.Э. Педагогические условия реализации преемственности трудового обучения в образовательном комплексе «Детский сад - школа»: дис.... канд. пед. наук / Э.Э. Сенина. – Екатеринбург, 1999.

61. Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / В.Д. Симоненко, М.Н. Ретивых, Н.В. Матяш; под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск, 1999.

62. Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры: книга для учителя / В.Д. Симоненко. - Брянск, 1998.

63. Ставский, П.И. Построение теоретической концепции политехнического обучения / П.И. Ставский // Теория и практика трудового политехнического обучения. - Ростов н / Д, 1977.

64. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М., 1975.

65. Уральский орнамент: традиции и современность: методическое пособие / сост. А.С. Максяшин. - Екатеринбург, 1993.

66. Фарапонова, З.А. О некоторых проблемах психологии решения трудовых и практических задач / З.А. Фарапонова // Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения / под ред. Т.В Кудрявцева. – М., 1970.

67. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М., 1984.

68. Ходжава, З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии / З.И. Ходжава // Вопросы психологии. - 1955. - № 3.

69. Хотунцев, Ю.Л. Общие проблемы технологического образования / Ю.Л. Хотунцев // «Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства»: тезисы докладов; под ред. Ю. Л. Хотунцева. - М., 2002.

70. Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. - М., 1980.

71. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения. (Трудовые умения и навыки и условия трудового обучения) / В.В. Чебышева. - М., 1969.

72. Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах / И.К. Щеблыкин, В.И Романина, И.И. Каганова. - М., 1983.

73. Экономика и социология труда / Б.Ю. Сербиновский, В.А. Чуланов [и др.]; под ред. Б.Ю. Сербиновского и В.А. Чуланова. - Ростов, 1999.

Новые

Бешенков,А.К Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл: метод. пособие / А.К. Бешенков, А.в. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Меркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. -220 с.

Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: методические рекомендации. Часть 1 / сост. С.Н. Бабина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -33 с.

https://standart.edu.ru/

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Новая школа, 1996.

Калинина Г.П., Шухардина С.Б. Методика формирования технологических умений в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей ДОУ. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003.

Кальней В.А., Шишов С.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». - М.: Педагогическое общество России, 1999.

Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 кл.: программы общеобразовательных учебных заведений.– 5-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2006.

Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М., 1966.

Царегородцева Е.А. Оценочная деятельность педагога: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. – 145 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: