Факторы развития. Факторы развития суть условия существования, наиболее влияющие на объект

Факторы развития суть условия существования, наиболее влияющие на объект.

Главная организменная основа для развития психики ребёнка - это структурные изменения в его нервной системе. Главная причина (фактор) развития поведения ребёнка - это взаимодействие с ним его внешнего окружения. Главная причина (фактор) психического развития младенца - познавательного, эмоционального, регулятивного - это необходимость для него координировать свои движения и действия при решении задач, возникающих в его жизненных ситуациях. А задачи эти порождаются реальной практикой младенческого бытия. Или, как принято говорить, его «деятельностью», в которой выделяются основная и ведущая формы. «Деятельность» же младенца - это его взаимодействие с матерью. «Деятельность» младенца в её основной части выступает в форме ритмизации всех его жизненных циклов с подстройкой их к социокультурным обстоятельствам его жизни в виде собственного младенческого поведения. Половина детей (и более) с четырёх месяцев спят по ночам радуя родителей и воспитателей. Причём всё в жизни младенца происходит, прежде всего, за счёт и при участии матери; всё происходит посредством её собственной жизни в целом и её особых усилий, в частности. Ведущая же часть младенческой «деятельности» конкретизируется именно в физическом контакте с матерью.

Часто говорят об «эмоциональном контакте», следуя парадигме, сформировавшейся в недрах московской психологической школы. Однако при всём межкультурном разнообразии форм отношений между матерью и младенцем именно наличие физического контакта оказывается главным условием для психического развития во младенчестве. Психомоторное развитие младенцев, большую часть времени проводящих, будучи закреплёнными у тела матери, опережает развитие младенцев в тех культурах, где такое закрепление не принято. А вот сравнительная рациональность и/или эмоциональность и/или регулятивность (прагматичность) и/или рефлексивность отношений матери к своему ребёнку является уже дополнительным условием для психического развития младенца, дополнительным существенным, но частным фактором его развития.

Итак, в лекции рассмотрены некоторые характеристики психического развития ребёнка во младенческом возрасте. Особые акценты сделаны на новообразованиях отдельных стадий развития и на определяющей роли при этом матери ребёнка. И, шире, акцент сделан на роли взрослого человека как основного фактора в социокультурном развитии детской психики во младенчестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: