Движущие силы развития. Движущие силы развития вообще - это противоречия, в том числе противоречия внешние и внутренние

Движущие силы развития вообще - это противоречия, в том числе противоречия внешние и внутренние. Во внешнем масштабе, в рамках ситуации развития ребёнка, главным является противоречие его отношений со взрослым. С одной стороны, это полная объективная зависимость от взрослого при наличии лишь индивидных средств сигнализации ему о напряжении потребности - в формах органических реакций и выразительного поведения (экспрессии). С другой стороны, это субъективное отношение взрослого к ребёнку, в частности, ожидание от ребёнка осмысленности во всех его проявлениях: реактивных и активных, настоящих и будущих...

Разрешается это противоречие, прежде всего, в возникновении особой поведенческой формы - комплекса оживления при контакте со взрослым - как свидетельства зарождения потребности в общении (с 2-х по 4-й мес.). С 4-х до 6-и мес. эта потребность удовлетворяется в ситуациях взаимодействия, где дифференцируются и обретают самостоятельное инструментальное значение в общении уже отдельные элементы комплекса оживления. После 6 мес. само общение становится «инструментальным»: взрослый становится посредником в действиях ребёнка с вещами. Сначала это импульсивные манипуляции, а затем и действия «по образцу»: в соответствии со складывающимся опытом манипуляций. Появляются основания для избирательных, произвольных действий с вещами (с предметами), которые могут распространяться и на сверстников, и которые даже могут становиться совместными с действиями сверстников.

Актуальные внутренние противоречия - это, прежде всего, противоречия между достигнутым уровнем развития - как общим и частными потенциалами у носителя различных атрибутов - и наличными формами его отношений с действительностью: основной активностью (деятельностью), из которой её носитель (исполнитель) «вырастает».

Так, во младенчестве функциональное развитие моторики отстаёт от функционального развития анализаторных систем. Рост рассогласования порождает противоречие, которое разрешается посредством приобретения новых поведенческих форм, стимулирующих развитие моторики.

Как уже говорилось, физический контакт, физиологическое единение и его социокультурная опосредованность и опосредствованность внутренне противоречивы. Взрослый приписывает ребёнку понимание ситуации ведёт себя с ним, в том числе и разговаривает с ним, как с носителем той же культуры, как со сформировавшейся личностью - человеком, занимающим в обществе определённое место. Ребёнок объективно не существует без участия взрослого, но воздействует на взрослого только своим экспрессивным поведением. И это противоречие стимулирует ребёнка искать новые поведенческие формы в отношениях со взрослым и, тем самым, стимулирует его психическое развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: