Задания для обсуждения на семинарском занятии « Младенчество»

1. Г. Крайг приводит два примера ситуаций наблюдения за младенцем. В одной ситуации (а) он лежит на спине туго спелёнутый и обозревает один белый потолок. В другой ситуации (б) голенький малыш в тёплой комнате лежит животом вниз на обнажённом животе матери (Крайг Г., 2000, с.208). Что Вы можете сказать, в общем, о результатах наблюдения за поведением младенца в обеих ситуациях? Начните со слов: «Думаю, что в рез-те наблюдений в сит. «а»... А в рез-те набл-й в сит. «б»...» Какое поведение может быть зафиксировано исследователем?

2. Как успокоить кричащего младенца? Начните со слов: «Думаю, что среди эффект. способов успокоить младенца можно назвать...» Какие способы? Какие способы успокоения младенца Вы знаете?

3. Младенцы различаются (а) по длительности привыкания к новому звуку, например, к шуму работающего вентилятора. Они также различаются (б) по интенсивности физиологических реакций на одно и то же изменение шума от вентилятора. Закончите оба следующих высказывания:

«3а) Думаю, что в длительности привыкания к новому звуку проявляются... П. что...»; «3б) А в интенсивности реакции на изменение привычного звука проявляются... П.что...» Какие жизненные проявления темперамента актуальны в обоих случаях? Аргументируйте оба своих ответа.

4. Между 5-ю и 7-ю мес. (а иногда и позже) ребёнку нравится бросать игрушку и ждать, когда взрослый её подаст ему, а затем снова бросать... Некоторые взрослые даже сердятся при этом. Каковы вероятные причины (а) такого поведения ребёнка и (б) вероятного раздражения взрослых?

«4а) Младенец снова и снова бросает игрушку, кот-ю ему возвращает взрослый, п. что...» Почему?

«4б) Некот-е взрослые раздражаются, когда ребёнок снова и снова бросает игрушку, п. что...» Почему?

5. Годовалый ребёнок умеет отодвигать задвижки, открывать ящики, включать электроприборы, открывать окна, засовывать мелкие предметы в розетку... Какие общие выводы из этого следуют (а) для взрослых вообще и (б) для матери и/или няни такого ребёнка? Начните свои ответы по аналогии с предыдущими высказываниями.

Дополнительная литература к лекции

Кулакова Н.И. Развитие ребёнка в первый год жизни. Советы Монтессори-педагога / Н.И. Кулакова. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-Еврознак; Владимир: ВКТ, 2009.

__________________________________________

Возможная литература для подготовки самостоятельной работы:

1. Приведите примеры опережающего развития ориентировки в формировании психических процессов и поведения ребенка.

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. 1991 г.

2. Баллон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967 г.

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979 г.

4. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др., Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002 г.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

6. Венгер Л. А. Формирование зрительного соотнесения формы на основе практических действий с предметами у детей преддошкольного возраста //Вопросы психологии. 1964. № 1.

7. Вопр. Психол. 1987 г. № 3. Ст.: Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни.

8. Вопр. Психол. №5 стр. 78-85 Ст. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет.

9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 143 -144.

10. Выготский Л. С. Мышление и речь. Гл.3.// Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2. С. 80-89 (критика концепции В. Штерна), гл. 5, С.3-14, 21-32, 37-38

11. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. Соч. Т. 6.

12. Выготский Л.С. Развитие воображения в детском возрасте. М., 1967 г.

13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. Статьи «Кризис 3 лет» С. 340-375, «Младенческий возраст» С. 269-318., «Ранний возраст»

14. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Психология как объективная наука. Воронеж, 1997.

15. Гальперин П.Я. введение в психологию. М. 1976 г.

16. Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Хрестоматия по детской психологии. / Под ред. Бурменской Г.В., М. 1996 г.

17. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста. Вопр. Психол. 1984, №6, стр. 38-42

18. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста// Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 38-42.

19. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.

20. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.

21. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Вопр. Психол. 1967 г. №2

22. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики / Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

23. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии. 1985. № 6.

24. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери. Вопр. Психол. 1985 г., № 6

25. Касаткин Н.К. Очерк развития ВНД у ребенка раннего возраста. 1961 г.

26. Китяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М. 1970 г.

27. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 47-48, 64-73, 244- 253.

28. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей; Формирование личности ребенка в общении; Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии//Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.. С. 272–284.

29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

30. Лисина М.И., Эльконин Д.Б. Вопросы психического развития // Вопросы детской и педагогической психологии на 18 Международном конгрессе психологии /ред. А.А. Смирнов/ М. 1969 г.

31. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под. ред. Мухиной В.С. М. 1991 г.

32. Лурия А.Р. Значение опыта Соколянского. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч.1

33. Мухина В.С. Детская психология.

34. Новоселова М.И. Развитие мышления в раннем возрасте. М. 1978

35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2006

36. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 62-64,110 С. 64-66, 121.

37. Развитие личности ребенка. Под ред. Фонарева. 1987 г.

38. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни //Вопросы психологии. 1987,№ 3.

39. Фигурина Л.Н., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1961. С. 3–13.

40. Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления / Вопросы психологии. – 1998. – № 6.

41. Хрестоматия по детской психологии. Под ред. Г. В. Бурменской. - М., 1996. Или: Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Ред.-сост. к.психол.н., Г.В.Бурменская / Изд.2-е. – М., 2005.

42. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. Гл. 1. С.5–22., Гл. 3. С. 23-80; Гл. 4. Ч.2., Ч. 2. Гл. 5. С. 93–137.

43. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте. Вестник МГУ, 1978 г. №3 или в кн. Избр. Психол. Исследования. М. 1978

44. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве// Избр. психол. труды. М., 1989.С. 130-!41

45. Эльконин Д.Б. Избранные труды. М. 1971 г.

46. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 151-157. 92-94, 158-166.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: