Международный валютный фонд

Тема 8. Глобальные публичные финансовые организации и их функции

8.1. Международный валютный фонд

8.2. Группа Всемирного банка

8.3. Банк международных расчетов

8.4. Европейский центральный банк

8.5. Европейский банк реконструкции и развития

8.6. Глобализация мировых финансовых рынков

Международный валютный фонд

1. Роль и значение МВФ. МВФ — межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Его политика и задачи определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Agreement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:

• содействие международной валютной кооперации;

• обеспечение сбалансированного роста международной торговли;

• содействие стабильности валютных курсов;

• осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;

• обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;

• организация форумов для консультаций и обсуждения проблем развития международной финансовой системы.

Эти цели остались незыблемыми с момента создания МВФ, меняются только формы и методы их осуществления с учетом изменений, происходящих в мировой финансовой системе. При этом МВФ оказывает большое влияние на мировую финансовую систему путем выработки принципов ее функционирования и осуществления контроля за их исполнением.

В период своего создания МВФ выработал принципы системы фиксированных паритетов, к которым относились: установление официальных валютных курсов в соответствии с золотыми паритетами валют; необходимость поддержания странами — членами валютного коридора (1945-1971 гг.-±1%; 1971-1973 гг.- ±2,25%), в рамках которого должны были удерживаться рыночные курсы; сохранение за золотом функции мировых денег с одновременным наделением этой функцией доллара США.

После краха Бреттон-Вудской системы и перехода к системе плавающих курсов, известной также как Ямайская система, были отменены обязательные валютные коридоры. Странами — членами МВФ были приняты решения о том, что каждая страна имеет право самостоятельно выбирать режим валютного курса, и о демонетизации золота (отказ от золотых стандартов, обязательного использования золота в международных расчетах и как резервного средства центральных банков, свободного обмена долларов на золото). Переход к самостоятельному выбору режима валютного курса странами означал, что его межгосударственное регулирование существенно ослабло.

Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует: (а) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса; (б) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; (в) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов;

(г) отказ от привязки своих валют к золоту.

Таким образом, влияние МВФ на формирование валютных курсов сохраняется. МВФ инициировал в 1969 г. введение в обращение международной денежной единицы — SDR, которая должна была по замыслу дополнить, а затем заменить золото при выполнении функции мировых денег.

Одной из основных задач МВФ, согласно Статьям Соглашения, является осуществление контроля за экономической политикой его членов. Каждый член обязан сотрудничать с МВФ и другими членами в обеспечении стабильности системы валютных курсов и гарантировать выполнение соглашений. Согласно статье IV, одной из обязанностей членов МВФ является следование экономической и финансовой политике, способствующей экономическому росту в сочетании с разумной стабильностью цен, и избежание манипуляций с валютными курсами, имеющих целью обеспечение надлежащего платежного баланса и достижение нечестных конкурентных преимуществ над другими членами. Члены МВФ также обязаны следовать валютной политике, совместимой с указанными требованиями.

Для решения этих задач предусмотрены меры как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества. Многостороннее сотрудничество включает периодические дискуссии о развитии, перспективах и совместных мерах на международных рынках капиталов, а также обзоры о развитии международной финансовой системы, которые представляет Исполнительный директорат на основании докладов или сообщений своих членов. Двустороннее сотрудничество принимает форму консультаций с отдельными странами-членами, которые происходят ежегодно для большинства из них.

С середины 90-х годов усилия МВФ направлены в большей мере на решение проблем, связанных с состоянием финансового сектора стран-членов, преодоление последствий мировых финансовых кризисов и обеспечение условий для их предотвращения. Рост глобализации рынков капитала вкупе с возможностью нарушений в потоках капитала и рисками их переноса на другие страны может выразиться в продолжительных нарушениях платежного баланса, как это случилось в Мексике в начале 1995 г. и в некоторых странах Азии в 1997—1998 гг. Одной из превентивных мер является разработка Фондом стандартов и инструкций в сфере банковских и небанковских институтов, бухгалтерском учете, аудите, оценке активов и управлении корпорациями. Периодические ревизии макроэкономических и финансовых данных стран-членов имеют очень важное значение для нормального функционирования рынков. В частности, был разработан «Стандарт распространения специальных данных» (Special Data Dissemination Standard — SDDS), открытый для подписки в апреле 1996 г. Хотя подписка является добровольной, она ведет к появлению обязательства у подписывающихся членов соблюдать стандарт и представлять информацию о данных для публикации в Интернете в специальном бюллетене МВФ (Dissemination Standards Bulletin Board — DSBB), который предлагается широкой публике с сентября 1996 г.

Другой стандарт, «Система распространения общих данных» (General Data Dissemination System, GDDS), введенный в декабре 1997 г., отражает развитие и распространение обширных статистических материалов, экономических и финансовых индикаторов. Введение этого стандарта происходит поэтапно в течение 6—7 лет и осуществляется в процессе взаимных консультаций с другими международными и региональными организациями, которые имеют опыт и знания в областях, затрагиваемых системой.

2. Организационная структура и членство в МВФ. Количество стран — членов МВФ постоянно растет и составило на начало 2001 г. 182 страны. В 90-х годах в МВФ вступили страны СНГ, Восточной Европы, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства»'.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя — в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет управляющих уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление

1 Только несколько стран мира по разным причинам не являются членами

МВФ, среди них Тайвань, Куба, Южная Корея и Гонконг.

странам дополнительных SDR С 1972 г. специальным комитетам Совета управляющих было поручено контролировать функционирование валютной системы и ее дальнейшее развитие.

До 1974 г. эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по числу членов, основной задачей которого была коренная реформа международной валютной системы в связи с разрушением Бреттон-Вудской системы. С 1974 г. текущий контроль за функционированием мировой валютной системы и ее приспособление к изменяющимся условиям осуществляет новый Временный комитет (Interim Committee), который состоит из 24 человек. Формально комитет не обладает правами принятия решений, являясь консультационным органом, но фактически ему принадлежит в МВФ ведущая роль.

Имеется также две «группы 24-х»: в первую входят по 8 представителей от континентов Африки, Азии и Латинской Америки, которые встречаются перед заседаниями Временного комитета, во вторую — представители развитых стран. Последняя координирует помощь средне- и восточноевропейским странам.

Текущее хозяйственное руководство МВФ осуществляет исполнительный директорат, состоящий из 24 исполнительных директоров. Пять из лих определяются членами МВФ с наивысшими квотами, остальные каждые два года выбираются управляющими других стран-участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат выбирает на пять лет директора-распорядителя, который одновременно является верховным куратором международного штаба МВФ.

Вес каждой страны как в Совете управляющих, так и в исполни-

тельном директорате напрямую зависит от финансового участия

страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов

и один дополнительный голос на 100 000 единиц квоты страны. Кво-

та рассчитывается на основе таких показателей, как ВЫП, величина

золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и др.

Основной долей голосов располагают США (около 20%), а также

страны ЕС, вместе взятые (около 30%). Однако в исполнительном

директорате действует правило вето, что часто нейтрализует первен-

ство в голосах.

3. Средства МВФ. Основу финансовых средств МВФ составля-

ют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В со-

ответствии с квотами определяются права заимствования и право го-

лоса. Первоначально четверть платежных обязательств стран выпол-

нялась золотом, остаток — валютой страны, который оформляется

обычно в виде необращаемой беспроцентной ноты (в сущно-

сти — простого векселя).

Со вторым изменением Устава МВФ в 1976 г. место золота заня-

ли платежи в SDR. Однако фонд может разрешить эту часть плате-

жей осуществлять в иностранной или собственной валюте страны.

Каждая страна обязана определить фискального агента (fiscal

agency) и депозитарий для осуществления ее финансовых операций

с МВФ. Фискальным агентом может быть казначейство (министер-

ство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой

уполномоченный орган. МВФ ведет дела только с уполномоченными

страной фискальными агентами, которые имеют право от лица стра-

ны осуществлять все операции и трансакции1, зафиксированные в

статьях Соглашения. Кроме того, каждая страна обязана назначить

свой центральный банк в качестве депозитария для активов в МВФ,

выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет цен-

трального банка, то для этих целей должен быть выбран другой мо-

нетарный институт, вплоть до коммерческого банка.

Депозитарий обязан перечислять фонду по запросу и без задержки

средства, которые держит страна-член в своей валюте, суммы любому

бенефициару, названному фондом, находящемуся на территории этой

страны, а также выступать держателем ценных бумаг от лица МВФ,

если страна-член эмитирует необращаемые беспроцентные ноты или

аналогичные финансовые инструменты в качестве заменителя части ее

валютных резервов. В дополнение каждая страна-член гарантирует все

активы от убытков, которые могут возникнуть в результате неплатежа

со стороны уполномоченного им депозитария.

Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль

в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами, по-

этому отметим его наиболее важные черты. SDR представляет собой

международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в

форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе SDR было оп-

ределено как 0,888671 г чистого золота, что соответствовало 1 долла-

ру США, но с отменой золотого паритета необходимость в определе-

нии золотого содержания SDR отпала.

Поскольку SDR не торгуют на валютных рынках, постольку эта

единица не имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для

определения цены SDR в настоящее время2 используют метод корзи-

ны четырех важнейших мировых валют: доллар США, японская

иена, британский фунт и евро (сответственно USD, JPY, GBP,

EUR). Каждой валюте присваивают свой относительный вес, вычис-

ляемый на основе следующих показателей: (а)'доля экспорта това-

ров и услуг стран, валюты которых входят в корзину SDR, в обще-

мировом экспорте; и (б) размер резервов, номинированных в соот-

ветствующих валютах, которые держатся другими членами МВФ

(т. е. зя исключением страны, валюта которой рассматривается).

1 Трансакция — предоставление валютных средств странам из ресурсов фонда.

Операция — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет

ресурсов фонда.

2 До 1 января 2001 г. учитывались 5 валют, но в связи с введением в обра-

щение евро немецкая марка и французский франк были заменены на эту валюту.

Список и веса валют пересматриваются каждые пять лет на осно-

ве этих показателей. Каждый рабочий день МВФ производит пере-

оценку курса SDR по валютной корзине с учетом рыночных курсов

соответствующих валют по отношению к USD. В табл. 22.3. приве-

ден пример оценки курса SDR. Формула для определения курса

SDR выглядит следующим образом:

где —относительный вес валюты i; ER^USD) — прямой курс USD

по отношению к валюте i, т. е. стоимость этой валюты в долларах

США.

Аналогичным образом курс SDR может быть Определен и в лю-

бой другой валюте корзины.

Т а б л и ц а 22.3

Пример для определения стоимости SDR (на 15 марта 2001 г.)

Валюта

EUR

JPY

GBP

USD

Итого

Относительный вес I

0,43

21,00

0,10

0,58

ER(USD)

0,91

121.681

1,44

1,00

Эквивалент в USD

0,39

0,17

0,14

0,58

1,28

Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые

колебания, которому подвержены курсы отдельных валют, и, следо-

вательно, уменьшить курсовой риск. По этой причине SDR активно

используется для деноминации финансовых активов не только са-

мим.МВФ, но и другими международными организациями, фирма-

ми. SDR используют также и в многосторонних межгосударственных

соглашениях в качестве счетной единицы.

SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны — участницы

системы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в систе-

ме SDR добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны—члены

МВФ. В качестве прочих владельцев могут выступать эмиссионные

банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена

МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не

могут быть держателями счетов SDR. Под вложениями SDR в част-

ные банки подразумеваются сделки, в которых SDR используется

как счетная единица.

В финансовых отношениях МВФ со своими членами SDR ис-

пользуется как платежное средство при вкладах в фонд, погашении

1 Указан обратный курс доллара по отношению к пене.

кредитов, а также при выплате процентов по кредитам. МВФ может

выполнить свои обязательства перед страной-кредитором с помощью

SDR вместо валюты, а также пополнить резервы стран этой денеж-

ной единицей.

Страны-члены могут использовать имеющиеся у них резервы

SDR без политических и экономических обязательств. Члены МВФ

могут в случае финансовой потребности покупать на SDR другие ва-

люты. В этом случае они обращаются в МВФ, который определяет,

у каких стран — участниц системы SDR можно осуществить покупку,

и организует процесс обмена. Правила обмена (designing) устанавли-

ваются МВФ и регистрируются в Уставе фонда. Недопустимым счи-

тается использование SDR в ходе дизайнинга только в целях изме-

нения структуры резервов страны, т. е. без целевого использования

приобретаемых валют. SDR не могут быть непосредственно исполь-

зованы для интервенций на валютных рынках, а должны быть в та-

ких случаях сначала обменены на какую-либо валюту. С 1987 г.

транзакции в рамках дизайнинга не имели место.

Страны — участницы системы SDR обязаны покупать эту денеж-

ную единицу в установленных МВФ размерах, составляющих трех-

кратную величину собственных средств страны, предоставленных

МВФ. Но эта верхняя обязательная граница по желанию страны мо-

жет превышаться. В то же время МВФ учитывает финансовое поло-

жение стран и стремится привлекать к покупке SDR первоначально

, те из них, которые имеют достаточно сильные резервные и платеж-

ные позиции, причем распределяет обязательства по покупке SDR

среди них равномерно.

Определенное время действовало правило реконституции мини-

мального установленного объема SDR, согласно которому в случае

расходования SDR страны обязаны были через определенное время

восстановить этот объем путем новых покупок SDR. Однако с

1981 г. оно было отменено.

Возможности использования SDR постепенно расширялись. В част-

ности, они включают: выполнение финансовых обязательств по между-

народным договорам; использование в сделках своп; предоставление

кредитов; залоговые операции и дарение. Кроме того, некоторые стра-

ны привязывают курсы своих валют к SDR. Расширяется круг прочих

владельцев, которым предоставляется право осуществления всех разре-

шенных операций с SDR. В настоящее время сюда относят около

20 институтов, среди которых, например, Всемирный банк, Банк меж-

дународных расчетов, Швейцарский национальный банк и др.

SDR создаются в процессе размещения новых выпусков. Сущест-

вует два способа размещения: общее и одномоментное размещения.

В случае общего размещения вновь эмитированные SDR разме-

щаются среди всех стран-участниц пропорционально их доле (квоте)

в уставном фонде МВФ. Такая операция осуществляется не чаще

чем один раз в 5 лет по решению квалифицированного большинства

Совета управляющих (не менее 85% голосов). Наиболее крупное по-

следнее размещение состоялось 1 января 1981 г., в результате чего

общее количество составило 21,4 млрд SDR.

Специальное одномоментное размещение может быть осуществле-

но среди ограниченного числа членов МВФ, например в случае

вступления в МВФ новых членов. В сентябре 1997 г. Совет управ-

ляющих МВФ выдвинул предложение о дополнительном размеще-

нии с учетом того, что более 20% членов МВФ никогда не участво-

вали ранее в размещении. Однако для вступления предложения в

действие требуется, чтобы за данное решение проголосовало не ме-

нее 3/5 членов МВФ с общим количеством голосов в 85%. Такая си-

туация до сих пор еще не реализовалась. Однако если решение бу-

дет принято, то количество SDR практически удвоится.

В общем объеме международных резервно-платежных средств

SDR составляют менее 2% (без учета золота), что связано с ограни-

ченным характером использования этой единицы. Таким образом,

SDR и основном используется не как международное резервное

средство, а как официальная единица во взаимоотношениях МВФ со

странами-членами.

Помимо платежей членов МВФ может использовать и другие воз-

можности для пополнения своих кредитных ресурсов: (а) обязатель-

ную продажу членами МВФ своей валюты в установленных границах

за предоставленные SDR; (б) заимствования у членов МВФ при их

согласии (особенно большую роль здесь играют США); (в) операции

на международных финансовых рынках; (г) процентные платежи по

ранее предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга;

(д) кредитные линии, которые открываются группами стран (наибо-

лее существенную роль играют кредитные линии G-10).

Возможности привлечения средств на международных финансо-

вых рынках до сих пор практически не используются фондом.

Ряд наиболее активных членов МВФ опасается, что операции на ме-

ждународных финансовых рынках поставят фонд в сильную зависи-

мость от тенденций их развития, не всегда складывающихся благо-

приятным образом.

Источником средств МВФ является также продажа золотого за-

паса, накопленного в период системы фиксированных паритетов.

С момента второго изменения Устава МВФ (1978 г.) золото стало

иметь значение лишь как один из активов, но все же достаточно су-

щественный, поскольку МВФ за счет прежних золотых платежей об-

ладает достаточно большими запасами.

Все учреждения стран-участниц могут осуществлять сделки с зо-

лотом по свободным рыночным ценам. МВФ имеет две возможности

для использования золота, что предполагает решение большинства

членов в 85% голосов. Во-первых, золото МВФ может быть продано

по бухгалтерской стоимости (1 унция-35 SDR) странам, которые к

концу 1975 г. были членами МВФ (реституция золотого запаса).

Во-вторых, фонд может продать золото странам-участницам или на

рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской

стоимости дополнительная выручка зачисляется на специальный счет

(Special Disbursement Account — SDA). С этого счета могут выде-

ляться регулярные кредиты для улучшения платежного баланса чле-

нов МВФ, в первую очередь помощь развивающимся странам, в том

числе в форме процентной субсидии.

Почти '/з рыночной реализации золотого запаса МВФ была на-

правлена как безвозмездная помощь большому количеству развиваю-

щихся стран пропорционально их квоте в МВФ. Остальные же вы-

рученные средства были перечислены в Доверительный фонд (Trust

Fund), созданный в 1976 г. как управляемый МВФ особый актив

для выполнения программы реализации золота в пользу развиваю-

щихся стран еще до утверждения второго изменения Устава МВФ.

Однако средства в пользу этого фонда поступали также из доходов

МВФ на вложенный капитал, от пожертвований, в форме средств от

продажи золота, которые не были востребованы рядом развитых

стран. Помощь Доверительного фонда получили 55 самых бедных

стран. После предоставления последних кредитов Доверительный

фонд прекратил свое существование в 1981 г. Проценты и основная

сумма долга поступали с этого момента на счет SDA.

4. Кредитная политика МВФ. Кредитный портфель МВФ доста-

точно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи

странам-членам прекращают свое существование, другие — вводятся в

практику. В связи с этим отметим общие черты и наиболее важные

пиды кредитов фонда.

Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со сторо-

ны МВФ: (а) «чистые» резервные транши; (б) кредитные линии

(транши); (в) специальные кредитные (фондовые) линии; (г) креди-

ты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.

Большинство видов кредитов фонда имеют ряд общих черт.

Во-первых, величина кредита увязывается с. размером квоты страны

в МВФ. Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования,

при которой страна покупает у МВФ иностранную валюту или SDR

за собственную валюту. По истечении установленного периода вре-

мени страна-член обязана выкупить национальную валюту в тех

средствах, в которых был предоставлен кредит. В-третьих, кредит да-

ется при условий принятия и выполнения страной определенных

обязательств по реформированию экономики, согласованных с фон-

дом (связанный характер кредитов).

Резервные транши (reserve tranches) осуществляются за счет соб-

ственных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» ре-

зервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли,

выплаченной в собственной валюте, если последняя не была исполь-

зована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не

начисляют процентные платежи.

Кредитные линии предоставляются в рамках соглашений, известных

под названием «stand-by». Главное их назначение — кредитование мак-

роэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства,

приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются

траншами (общее количество — 4), каждый из которых соответствует

25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных про-

грамм. В последних МВФ устанавливает по согласованию со стра-

ной-членом меры макроэкономического характера, например, по пре-

одолению дефицита бюджета, снижению уровня инфляции, устранению

или смягчению экспортных и импортных квот и пошлин и т. п. Если

страна не выполняет условий соглашения с МВФ, то очередной транш

может быть задержан или обязательство о его предоставлении может

быть аннулировано. МВФ также использует периодически фонды рас-

ширенного доступа к своим ресурсам (Extended Fund Facilities) для

стран-членов, у которых масштабы неравновесия платежного баланса

велики по сравнению с размерами их квот.

Специальные кредитные линии открываются для стран — экспорте-

ров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят

от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных

потерь в результате действия непредсказуемых внешних факторов,

финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию

внешнего долга и ряда других целей. В 1993 г. МВФ учредил Фонд

поддержки структурных преобразований, предназначенный в основ-

ном для стран СНГ.

Обычный срок кредитных траншей и специальных линий — от 3,25

до 5 лет, а расширенной фондовой линии — от 4,5 до 10 лет.. Процен-

ты, начисляемые в рамках указанных кредитов, зависят от источника

средств, а также от так называемой процентной ставки SDR, которая

определяется как средневзвешенная по заранее определенным трехме-

сячным финансовым инструментам (казначейские обязательства, депо-

зитные сертификаты, межбанковские депозиты) в странах, валюта ко-

торых используется для расчета курса SDR. Кроме того, МВФ взима-

ет со стран-заемщиков комиссионный сбор в размере 0,5% суммы

кредита на покрытие организационных расходов.

Для облегчения развивающимся странам финансового бремени

при получении кредитных траншей и специальных линий (фактиче-

ски на рыночных условиях) МВФ может предоставлять процентные

субсидии со специального счета, достигающие порой половины став-

ки по кредиту. Средства этого счета формируются в основном за

счет платежей по кредитам Доверительного фонда, а также пожерт-

вований ряда стран. Поскольку МВФ в целом придерживается прин-

ципов равного обслуживания своих членов, процентные субсидии

являются исключением.

При решении вопроса о предоставлении кредитных траншей и

специальных линии исследуется воздействие на платежный баланс

страны ряда значимых величин, таких, например, как импортные и

экспортные цены важнейших товаров, процентные ставки на между-

народных финансовых рынках и др. Если они изменяются неблаго-

приятным образом и это отражается на платежном балансе страны,

то, по заключению экспертов фонда, может быть принято решение о

предоставлении кредита. Если же тенденции изменения изучаемых

величин более благоприятные, чем ожидалось, то страна обязана

увеличивать свои валютные резервы или сокращать средства, заимст-

вуемые у МВФ.

Кредитные линии структурных преобразований (Structural

Adjustment Facility, SAP, и Extended Structural Adjustment Facility,

ESAF), называемые также концессионными кредитами, предоставля-

ются развивающимся странам с низким доходом па душу населения

на особо благоприятных условиях. Процентная ставка по ним не

превышает 0,5% годовых. Перед предоставлением кредитов стра-

на-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно

среднесрочный рамочный план экономического развития (Policy

Framework Paper), служащий основой программы структурных пре-

образований, конкретизируемой в ежегодных соглашениях сторон.

В отличие от стабилизационных программ по кредитным траншам,

рамочный план экономического развития носит менее жесткий ха-

рактер; в частности, не устанавливаются, как правило, целевые вели-

чины уровня инфляции, государственного долга и т. п. Срок погаше-

ния указанных кредитов — от 5,5 до 10 лет.

В связи с тем что ряд стран не соблюдает свои платежные обяза-

тельства, МВФ открыл страховые счета (Special Contingent Accounts).

Средства на эти счета поступают в основном из процентов по креди-

там МВФ, а также за счет взносов стран-должников и стран-кредито-

ров. Ежегодно страховые резервы МВФ повышаются на 5%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: