Тема 8. Глобальные публичные финансовые организации и их функции
8.1. Международный валютный фонд
8.2. Группа Всемирного банка
8.3. Банк международных расчетов
8.4. Европейский центральный банк
8.5. Европейский банк реконструкции и развития
8.6. Глобализация мировых финансовых рынков
Международный валютный фонд
1. Роль и значение МВФ. МВФ — межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Его политика и задачи определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Agreement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Соглашения, заключаются в следующем:
• содействие международной валютной кооперации;
• обеспечение сбалансированного роста международной торговли;
• содействие стабильности валютных курсов;
• осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;
• обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей;
|
|
• организация форумов для консультаций и обсуждения проблем развития международной финансовой системы.
Эти цели остались незыблемыми с момента создания МВФ, меняются только формы и методы их осуществления с учетом изменений, происходящих в мировой финансовой системе. При этом МВФ оказывает большое влияние на мировую финансовую систему путем выработки принципов ее функционирования и осуществления контроля за их исполнением.
В период своего создания МВФ выработал принципы системы фиксированных паритетов, к которым относились: установление официальных валютных курсов в соответствии с золотыми паритетами валют; необходимость поддержания странами — членами валютного коридора (1945-1971 гг.-±1%; 1971-1973 гг.- ±2,25%), в рамках которого должны были удерживаться рыночные курсы; сохранение за золотом функции мировых денег с одновременным наделением этой функцией доллара США.
После краха Бреттон-Вудской системы и перехода к системе плавающих курсов, известной также как Ямайская система, были отменены обязательные валютные коридоры. Странами — членами МВФ были приняты решения о том, что каждая страна имеет право самостоятельно выбирать режим валютного курса, и о демонетизации золота (отказ от золотых стандартов, обязательного использования золота в международных расчетах и как резервного средства центральных банков, свободного обмена долларов на золото). Переход к самостоятельному выбору режима валютного курса странами означал, что его межгосударственное регулирование существенно ослабло.
|
|
Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует: (а) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса; (б) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; (в) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов;
(г) отказ от привязки своих валют к золоту.
Таким образом, влияние МВФ на формирование валютных курсов сохраняется. МВФ инициировал в 1969 г. введение в обращение международной денежной единицы — SDR, которая должна была по замыслу дополнить, а затем заменить золото при выполнении функции мировых денег.
Одной из основных задач МВФ, согласно Статьям Соглашения, является осуществление контроля за экономической политикой его членов. Каждый член обязан сотрудничать с МВФ и другими членами в обеспечении стабильности системы валютных курсов и гарантировать выполнение соглашений. Согласно статье IV, одной из обязанностей членов МВФ является следование экономической и финансовой политике, способствующей экономическому росту в сочетании с разумной стабильностью цен, и избежание манипуляций с валютными курсами, имеющих целью обеспечение надлежащего платежного баланса и достижение нечестных конкурентных преимуществ над другими членами. Члены МВФ также обязаны следовать валютной политике, совместимой с указанными требованиями.
Для решения этих задач предусмотрены меры как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества. Многостороннее сотрудничество включает периодические дискуссии о развитии, перспективах и совместных мерах на международных рынках капиталов, а также обзоры о развитии международной финансовой системы, которые представляет Исполнительный директорат на основании докладов или сообщений своих членов. Двустороннее сотрудничество принимает форму консультаций с отдельными странами-членами, которые происходят ежегодно для большинства из них.
С середины 90-х годов усилия МВФ направлены в большей мере на решение проблем, связанных с состоянием финансового сектора стран-членов, преодоление последствий мировых финансовых кризисов и обеспечение условий для их предотвращения. Рост глобализации рынков капитала вкупе с возможностью нарушений в потоках капитала и рисками их переноса на другие страны может выразиться в продолжительных нарушениях платежного баланса, как это случилось в Мексике в начале 1995 г. и в некоторых странах Азии в 1997—1998 гг. Одной из превентивных мер является разработка Фондом стандартов и инструкций в сфере банковских и небанковских институтов, бухгалтерском учете, аудите, оценке активов и управлении корпорациями. Периодические ревизии макроэкономических и финансовых данных стран-членов имеют очень важное значение для нормального функционирования рынков. В частности, был разработан «Стандарт распространения специальных данных» (Special Data Dissemination Standard — SDDS), открытый для подписки в апреле 1996 г. Хотя подписка является добровольной, она ведет к появлению обязательства у подписывающихся членов соблюдать стандарт и представлять информацию о данных для публикации в Интернете в специальном бюллетене МВФ (Dissemination Standards Bulletin Board — DSBB), который предлагается широкой публике с сентября 1996 г.
Другой стандарт, «Система распространения общих данных» (General Data Dissemination System, GDDS), введенный в декабре 1997 г., отражает развитие и распространение обширных статистических материалов, экономических и финансовых индикаторов. Введение этого стандарта происходит поэтапно в течение 6—7 лет и осуществляется в процессе взаимных консультаций с другими международными и региональными организациями, которые имеют опыт и знания в областях, затрагиваемых системой.
|
|
2. Организационная структура и членство в МВФ. Количество стран — членов МВФ постоянно растет и составило на начало 2001 г. 182 страны. В 90-х годах в МВФ вступили страны СНГ, Восточной Европы, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства»'.
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя — в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет управляющих уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление
1 Только несколько стран мира по разным причинам не являются членами
МВФ, среди них Тайвань, Куба, Южная Корея и Гонконг.
странам дополнительных SDR С 1972 г. специальным комитетам Совета управляющих было поручено контролировать функционирование валютной системы и ее дальнейшее развитие.
До 1974 г. эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по числу членов, основной задачей которого была коренная реформа международной валютной системы в связи с разрушением Бреттон-Вудской системы. С 1974 г. текущий контроль за функционированием мировой валютной системы и ее приспособление к изменяющимся условиям осуществляет новый Временный комитет (Interim Committee), который состоит из 24 человек. Формально комитет не обладает правами принятия решений, являясь консультационным органом, но фактически ему принадлежит в МВФ ведущая роль.
Имеется также две «группы 24-х»: в первую входят по 8 представителей от континентов Африки, Азии и Латинской Америки, которые встречаются перед заседаниями Временного комитета, во вторую — представители развитых стран. Последняя координирует помощь средне- и восточноевропейским странам.
Текущее хозяйственное руководство МВФ осуществляет исполнительный директорат, состоящий из 24 исполнительных директоров. Пять из лих определяются членами МВФ с наивысшими квотами, остальные каждые два года выбираются управляющими других стран-участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат выбирает на пять лет директора-распорядителя, который одновременно является верховным куратором международного штаба МВФ.
|
|
Вес каждой страны как в Совете управляющих, так и в исполни-
тельном директорате напрямую зависит от финансового участия
страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов
и один дополнительный голос на 100 000 единиц квоты страны. Кво-
та рассчитывается на основе таких показателей, как ВЫП, величина
золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и др.
Основной долей голосов располагают США (около 20%), а также
страны ЕС, вместе взятые (около 30%). Однако в исполнительном
директорате действует правило вето, что часто нейтрализует первен-
ство в голосах.
3. Средства МВФ. Основу финансовых средств МВФ составля-
ют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В со-
ответствии с квотами определяются права заимствования и право го-
лоса. Первоначально четверть платежных обязательств стран выпол-
нялась золотом, остаток — валютой страны, который оформляется
обычно в виде необращаемой беспроцентной ноты (в сущно-
сти — простого векселя).
Со вторым изменением Устава МВФ в 1976 г. место золота заня-
ли платежи в SDR. Однако фонд может разрешить эту часть плате-
жей осуществлять в иностранной или собственной валюте страны.
Каждая страна обязана определить фискального агента (fiscal
agency) и депозитарий для осуществления ее финансовых операций
с МВФ. Фискальным агентом может быть казначейство (министер-
ство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой
уполномоченный орган. МВФ ведет дела только с уполномоченными
страной фискальными агентами, которые имеют право от лица стра-
ны осуществлять все операции и трансакции1, зафиксированные в
статьях Соглашения. Кроме того, каждая страна обязана назначить
свой центральный банк в качестве депозитария для активов в МВФ,
выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет цен-
трального банка, то для этих целей должен быть выбран другой мо-
нетарный институт, вплоть до коммерческого банка.
Депозитарий обязан перечислять фонду по запросу и без задержки
средства, которые держит страна-член в своей валюте, суммы любому
бенефициару, названному фондом, находящемуся на территории этой
страны, а также выступать держателем ценных бумаг от лица МВФ,
если страна-член эмитирует необращаемые беспроцентные ноты или
аналогичные финансовые инструменты в качестве заменителя части ее
валютных резервов. В дополнение каждая страна-член гарантирует все
активы от убытков, которые могут возникнуть в результате неплатежа
со стороны уполномоченного им депозитария.
Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль
в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами, по-
этому отметим его наиболее важные черты. SDR представляет собой
международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в
форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе SDR было оп-
ределено как 0,888671 г чистого золота, что соответствовало 1 долла-
ру США, но с отменой золотого паритета необходимость в определе-
нии золотого содержания SDR отпала.
Поскольку SDR не торгуют на валютных рынках, постольку эта
единица не имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для
определения цены SDR в настоящее время2 используют метод корзи-
ны четырех важнейших мировых валют: доллар США, японская
иена, британский фунт и евро (сответственно USD, JPY, GBP,
EUR). Каждой валюте присваивают свой относительный вес, вычис-
ляемый на основе следующих показателей: (а)'доля экспорта това-
ров и услуг стран, валюты которых входят в корзину SDR, в обще-
мировом экспорте; и (б) размер резервов, номинированных в соот-
ветствующих валютах, которые держатся другими членами МВФ
(т. е. зя исключением страны, валюта которой рассматривается).
1 Трансакция — предоставление валютных средств странам из ресурсов фонда.
Операция — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет
ресурсов фонда.
2 До 1 января 2001 г. учитывались 5 валют, но в связи с введением в обра-
щение евро немецкая марка и французский франк были заменены на эту валюту.
Список и веса валют пересматриваются каждые пять лет на осно-
ве этих показателей. Каждый рабочий день МВФ производит пере-
оценку курса SDR по валютной корзине с учетом рыночных курсов
соответствующих валют по отношению к USD. В табл. 22.3. приве-
ден пример оценки курса SDR. Формула для определения курса
SDR выглядит следующим образом:
где —относительный вес валюты i; ER^USD) — прямой курс USD
по отношению к валюте i, т. е. стоимость этой валюты в долларах
США.
Аналогичным образом курс SDR может быть Определен и в лю-
бой другой валюте корзины.
Т а б л и ц а 22.3
Пример для определения стоимости SDR (на 15 марта 2001 г.)
Валюта
EUR
JPY
GBP
USD
Итого
Относительный вес I
0,43
21,00
0,10
0,58
ER(USD)
0,91
121.681
1,44
1,00
Эквивалент в USD
0,39
0,17
0,14
0,58
1,28
Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые
колебания, которому подвержены курсы отдельных валют, и, следо-
вательно, уменьшить курсовой риск. По этой причине SDR активно
используется для деноминации финансовых активов не только са-
мим.МВФ, но и другими международными организациями, фирма-
ми. SDR используют также и в многосторонних межгосударственных
соглашениях в качестве счетной единицы.
SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны — участницы
системы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в систе-
ме SDR добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны—члены
МВФ. В качестве прочих владельцев могут выступать эмиссионные
банки, которые выполняют свои задачи более чем для одного члена
МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не
могут быть держателями счетов SDR. Под вложениями SDR в част-
ные банки подразумеваются сделки, в которых SDR используется
как счетная единица.
В финансовых отношениях МВФ со своими членами SDR ис-
пользуется как платежное средство при вкладах в фонд, погашении
1 Указан обратный курс доллара по отношению к пене.
кредитов, а также при выплате процентов по кредитам. МВФ может
выполнить свои обязательства перед страной-кредитором с помощью
SDR вместо валюты, а также пополнить резервы стран этой денеж-
ной единицей.
Страны-члены могут использовать имеющиеся у них резервы
SDR без политических и экономических обязательств. Члены МВФ
могут в случае финансовой потребности покупать на SDR другие ва-
люты. В этом случае они обращаются в МВФ, который определяет,
у каких стран — участниц системы SDR можно осуществить покупку,
и организует процесс обмена. Правила обмена (designing) устанавли-
ваются МВФ и регистрируются в Уставе фонда. Недопустимым счи-
тается использование SDR в ходе дизайнинга только в целях изме-
нения структуры резервов страны, т. е. без целевого использования
приобретаемых валют. SDR не могут быть непосредственно исполь-
зованы для интервенций на валютных рынках, а должны быть в та-
ких случаях сначала обменены на какую-либо валюту. С 1987 г.
транзакции в рамках дизайнинга не имели место.
Страны — участницы системы SDR обязаны покупать эту денеж-
ную единицу в установленных МВФ размерах, составляющих трех-
кратную величину собственных средств страны, предоставленных
МВФ. Но эта верхняя обязательная граница по желанию страны мо-
жет превышаться. В то же время МВФ учитывает финансовое поло-
жение стран и стремится привлекать к покупке SDR первоначально
, те из них, которые имеют достаточно сильные резервные и платеж-
ные позиции, причем распределяет обязательства по покупке SDR
среди них равномерно.
Определенное время действовало правило реконституции мини-
мального установленного объема SDR, согласно которому в случае
расходования SDR страны обязаны были через определенное время
восстановить этот объем путем новых покупок SDR. Однако с
1981 г. оно было отменено.
Возможности использования SDR постепенно расширялись. В част-
ности, они включают: выполнение финансовых обязательств по между-
народным договорам; использование в сделках своп; предоставление
кредитов; залоговые операции и дарение. Кроме того, некоторые стра-
ны привязывают курсы своих валют к SDR. Расширяется круг прочих
владельцев, которым предоставляется право осуществления всех разре-
шенных операций с SDR. В настоящее время сюда относят около
20 институтов, среди которых, например, Всемирный банк, Банк меж-
дународных расчетов, Швейцарский национальный банк и др.
SDR создаются в процессе размещения новых выпусков. Сущест-
вует два способа размещения: общее и одномоментное размещения.
В случае общего размещения вновь эмитированные SDR разме-
щаются среди всех стран-участниц пропорционально их доле (квоте)
в уставном фонде МВФ. Такая операция осуществляется не чаще
чем один раз в 5 лет по решению квалифицированного большинства
Совета управляющих (не менее 85% голосов). Наиболее крупное по-
следнее размещение состоялось 1 января 1981 г., в результате чего
общее количество составило 21,4 млрд SDR.
Специальное одномоментное размещение может быть осуществле-
но среди ограниченного числа членов МВФ, например в случае
вступления в МВФ новых членов. В сентябре 1997 г. Совет управ-
ляющих МВФ выдвинул предложение о дополнительном размеще-
нии с учетом того, что более 20% членов МВФ никогда не участво-
вали ранее в размещении. Однако для вступления предложения в
действие требуется, чтобы за данное решение проголосовало не ме-
нее 3/5 членов МВФ с общим количеством голосов в 85%. Такая си-
туация до сих пор еще не реализовалась. Однако если решение бу-
дет принято, то количество SDR практически удвоится.
В общем объеме международных резервно-платежных средств
SDR составляют менее 2% (без учета золота), что связано с ограни-
ченным характером использования этой единицы. Таким образом,
SDR и основном используется не как международное резервное
средство, а как официальная единица во взаимоотношениях МВФ со
странами-членами.
Помимо платежей членов МВФ может использовать и другие воз-
можности для пополнения своих кредитных ресурсов: (а) обязатель-
ную продажу членами МВФ своей валюты в установленных границах
за предоставленные SDR; (б) заимствования у членов МВФ при их
согласии (особенно большую роль здесь играют США); (в) операции
на международных финансовых рынках; (г) процентные платежи по
ранее предоставленным кредитам и возврат основных сумм долга;
(д) кредитные линии, которые открываются группами стран (наибо-
лее существенную роль играют кредитные линии G-10).
Возможности привлечения средств на международных финансо-
вых рынках до сих пор практически не используются фондом.
Ряд наиболее активных членов МВФ опасается, что операции на ме-
ждународных финансовых рынках поставят фонд в сильную зависи-
мость от тенденций их развития, не всегда складывающихся благо-
приятным образом.
Источником средств МВФ является также продажа золотого за-
паса, накопленного в период системы фиксированных паритетов.
С момента второго изменения Устава МВФ (1978 г.) золото стало
иметь значение лишь как один из активов, но все же достаточно су-
щественный, поскольку МВФ за счет прежних золотых платежей об-
ладает достаточно большими запасами.
Все учреждения стран-участниц могут осуществлять сделки с зо-
лотом по свободным рыночным ценам. МВФ имеет две возможности
для использования золота, что предполагает решение большинства
членов в 85% голосов. Во-первых, золото МВФ может быть продано
по бухгалтерской стоимости (1 унция-35 SDR) странам, которые к
концу 1975 г. были членами МВФ (реституция золотого запаса).
Во-вторых, фонд может продать золото странам-участницам или на
рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской
стоимости дополнительная выручка зачисляется на специальный счет
(Special Disbursement Account — SDA). С этого счета могут выде-
ляться регулярные кредиты для улучшения платежного баланса чле-
нов МВФ, в первую очередь помощь развивающимся странам, в том
числе в форме процентной субсидии.
Почти '/з рыночной реализации золотого запаса МВФ была на-
правлена как безвозмездная помощь большому количеству развиваю-
щихся стран пропорционально их квоте в МВФ. Остальные же вы-
рученные средства были перечислены в Доверительный фонд (Trust
Fund), созданный в 1976 г. как управляемый МВФ особый актив
для выполнения программы реализации золота в пользу развиваю-
щихся стран еще до утверждения второго изменения Устава МВФ.
Однако средства в пользу этого фонда поступали также из доходов
МВФ на вложенный капитал, от пожертвований, в форме средств от
продажи золота, которые не были востребованы рядом развитых
стран. Помощь Доверительного фонда получили 55 самых бедных
стран. После предоставления последних кредитов Доверительный
фонд прекратил свое существование в 1981 г. Проценты и основная
сумма долга поступали с этого момента на счет SDA.
4. Кредитная политика МВФ. Кредитный портфель МВФ доста-
точно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи
странам-членам прекращают свое существование, другие — вводятся в
практику. В связи с этим отметим общие черты и наиболее важные
пиды кредитов фонда.
Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со сторо-
ны МВФ: (а) «чистые» резервные транши; (б) кредитные линии
(транши); (в) специальные кредитные (фондовые) линии; (г) креди-
ты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.
Большинство видов кредитов фонда имеют ряд общих черт.
Во-первых, величина кредита увязывается с. размером квоты страны
в МВФ. Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования,
при которой страна покупает у МВФ иностранную валюту или SDR
за собственную валюту. По истечении установленного периода вре-
мени страна-член обязана выкупить национальную валюту в тех
средствах, в которых был предоставлен кредит. В-третьих, кредит да-
ется при условий принятия и выполнения страной определенных
обязательств по реформированию экономики, согласованных с фон-
дом (связанный характер кредитов).
Резервные транши (reserve tranches) осуществляются за счет соб-
ственных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» ре-
зервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли,
выплаченной в собственной валюте, если последняя не была исполь-
зована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не
начисляют процентные платежи.
Кредитные линии предоставляются в рамках соглашений, известных
под названием «stand-by». Главное их назначение — кредитование мак-
роэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства,
приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются
траншами (общее количество — 4), каждый из которых соответствует
25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных про-
грамм. В последних МВФ устанавливает по согласованию со стра-
ной-членом меры макроэкономического характера, например, по пре-
одолению дефицита бюджета, снижению уровня инфляции, устранению
или смягчению экспортных и импортных квот и пошлин и т. п. Если
страна не выполняет условий соглашения с МВФ, то очередной транш
может быть задержан или обязательство о его предоставлении может
быть аннулировано. МВФ также использует периодически фонды рас-
ширенного доступа к своим ресурсам (Extended Fund Facilities) для
стран-членов, у которых масштабы неравновесия платежного баланса
велики по сравнению с размерами их квот.
Специальные кредитные линии открываются для стран — экспорте-
ров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят
от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных
потерь в результате действия непредсказуемых внешних факторов,
финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию
внешнего долга и ряда других целей. В 1993 г. МВФ учредил Фонд
поддержки структурных преобразований, предназначенный в основ-
ном для стран СНГ.
Обычный срок кредитных траншей и специальных линий — от 3,25
до 5 лет, а расширенной фондовой линии — от 4,5 до 10 лет.. Процен-
ты, начисляемые в рамках указанных кредитов, зависят от источника
средств, а также от так называемой процентной ставки SDR, которая
определяется как средневзвешенная по заранее определенным трехме-
сячным финансовым инструментам (казначейские обязательства, депо-
зитные сертификаты, межбанковские депозиты) в странах, валюта ко-
торых используется для расчета курса SDR. Кроме того, МВФ взима-
ет со стран-заемщиков комиссионный сбор в размере 0,5% суммы
кредита на покрытие организационных расходов.
Для облегчения развивающимся странам финансового бремени
при получении кредитных траншей и специальных линий (фактиче-
ски на рыночных условиях) МВФ может предоставлять процентные
субсидии со специального счета, достигающие порой половины став-
ки по кредиту. Средства этого счета формируются в основном за
счет платежей по кредитам Доверительного фонда, а также пожерт-
вований ряда стран. Поскольку МВФ в целом придерживается прин-
ципов равного обслуживания своих членов, процентные субсидии
являются исключением.
При решении вопроса о предоставлении кредитных траншей и
специальных линии исследуется воздействие на платежный баланс
страны ряда значимых величин, таких, например, как импортные и
экспортные цены важнейших товаров, процентные ставки на между-
народных финансовых рынках и др. Если они изменяются неблаго-
приятным образом и это отражается на платежном балансе страны,
то, по заключению экспертов фонда, может быть принято решение о
предоставлении кредита. Если же тенденции изменения изучаемых
величин более благоприятные, чем ожидалось, то страна обязана
увеличивать свои валютные резервы или сокращать средства, заимст-
вуемые у МВФ.
Кредитные линии структурных преобразований (Structural
Adjustment Facility, SAP, и Extended Structural Adjustment Facility,
ESAF), называемые также концессионными кредитами, предоставля-
ются развивающимся странам с низким доходом па душу населения
на особо благоприятных условиях. Процентная ставка по ним не
превышает 0,5% годовых. Перед предоставлением кредитов стра-
на-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно
среднесрочный рамочный план экономического развития (Policy
Framework Paper), служащий основой программы структурных пре-
образований, конкретизируемой в ежегодных соглашениях сторон.
В отличие от стабилизационных программ по кредитным траншам,
рамочный план экономического развития носит менее жесткий ха-
рактер; в частности, не устанавливаются, как правило, целевые вели-
чины уровня инфляции, государственного долга и т. п. Срок погаше-
ния указанных кредитов — от 5,5 до 10 лет.
В связи с тем что ряд стран не соблюдает свои платежные обяза-
тельства, МВФ открыл страховые счета (Special Contingent Accounts).
Средства на эти счета поступают в основном из процентов по креди-
там МВФ, а также за счет взносов стран-должников и стран-кредито-
ров. Ежегодно страховые резервы МВФ повышаются на 5%.