Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (MAP)

Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства.

Членство в МБРР является, в свою очередь, предпосылкой для членства в других организациях Группы Всемирного банка.

В соответствии со ст. 1 Устава МБРР он был создан в связи с большой потребностью в финансовых средствах стран-членов для возрождения и экономического развития. Сначала средства МБРР направлялись для возрождения стран Европы в рамках американской программы «European Recovery Program», основанной на плане Маршалла. С 50-х годов МБРР обратился к экономическому содействию развивающимся странам.

MAP была создана в 1960 г. с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Она является фактически доверительным фондом, находящимся под управлением МБРР.

У MAP, так же как и у MIGA, имеется две группы членов.

К первой из них относятся в основном промышленно развитые стра-

ны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении,

например Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Араб-

ские Эмираты (заметим, что Россия также относится к этой группе).

Все остальные члены отнесены ко второй группе. Такое деление

важно для дифференциации условий предоставления финансовой

помощи (в случае MAP, у которой члены первой группы являются

донорами) и определения размеров дивидендов, начисляемых на

доли участия при прямых инвестициях (в случае MIGA).

Средства МБРР и MAP. При основании банка финансовые ресур-

сы были получены за счет взносов его членов и пополняются за счет

этого источника при вступлении новых членов. Однако уставный ка-

питал играл ключевую роль в финансировании программ банка лишь

на первом этапе.

Основные средства в настоящее время МБРР получает за счет

операций на международных финансовых рынках путем эмиссии

средне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивыс-

ший кредитный рейтинг ААА, а также путем частного размещения

средств правительств, центральных банков и других кредиторов по

фиксированным ставкам процента. МБРР размещает свои ценные

бумаги более чем в 100 странах и является при этом крупнейшим

заемщиком на мировых рынках капитали, а также одним из самых

крупных заемщиков-нерезидентов на национальных рынках.

В отличие от МВФ МБРР занимает средства не только у прави-

тельств, но и у частных организаций, причем в значительно больших

размерах.

В последнее время все большее значение приобретают средства

от погашения ранее предоставленных ссуд и проценты по ним. Пе-

риодически МБРР осуществляет также продажу гарантированных

требований по ссудам, предоставленным банком, инвесторам, кото-

рые ищут возможности надежного вложения капитала.

С 1982 г. МБРР, помимо традиционных средне- и долгосрочных

займов, стал привлекать средства и на денежных рынках, в частно-

сти за счет распространения краткосрочных дисконтных нот (short

term discount notes) и нот с плавающей процентной ставкой (floating

rate notes), а также взятия краткосрочных кредитов у эмиссионных

банков в рамках открываемых ими кредитных линий.

Еще в большей степени, чем краткосрочные кредиты, политику

рефинансирования МБРР с 80-х годов стали определять валютные

свопы1, которые позволяли ему уменьшить финансовые издержки за

счет использования валют с более низкими процентными ставками.

При этом страны-заемщики выигрывали также за счет получения

кредитов на более льготных условиях. Однако они оказываются под-

верженными более высокому курсовому риску, связанному с тем,

что низкопроцентные валюты имеют повышенную стоимость по от-

ношению к USD. В связи с этим МБРР перешел с 1989 г. к более

1 Валютный своп — обмен номинала и фиксированного процента п одной ва-

люте на номинал и фиксированный процент в другой валюте.

взвешенной валютной корзине своего пула, чтобы уменьшить курсо-

вой риск ссудополучателей, несмотря на некоторое увеличение сред-

ней процентной ставки.

Благодаря тщательному отбору проектов, стран-заемщиков и кон-

тролю использования средств у МБРР не возникают безвозвратные

потери из-за прекращения основных и процентных платежей. Одна-

ко имеют все же место задержки с возвратом ссуд рядом стран, та-

ких, как Никарагуа, Перу, Либерия, и некоторых других. Для про-

блемных ссуд МБРР создает специальные резервные фонды. В инте-

ресах стран-кредиторов МБРР не участвует в принципе в акциях по

реструктуризации долгов стран, испытывающих серьезные проблемы

с платежным балансом.

У MAP основными источниками ресурсов являются взносы в ус-

тавный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР, поскольку

MAP ведет свою деятельность фактически на некоммерческих нача-

лах, и погашение ранее выданных ссуд.

Кредитная политика МБРР и MAP. МБРР и MAP проводят в

основном одинаковую политику в отношении отбора проектов для

финансирования, предоставляя ссуды и кредиты лишь для проектов,

которые в экономическом и техническом плане безупречны и имеют

высокий приоритет для экономического развития стран-должников.

Существенные отличия имеются в условиях отбора стран-кредито-

получателей, а также самих займов. МБРР предоставляет средства,

как правило, не в национальной валюте страны-должника, а в девизах

(признанные на международном уровне средства платежа). В соответ-

ствии с Уставом МБРР платежеспособность стран-должников должна

быть достаточно высокой, поэтому проверяется прежде всего, размер и

структура ее международных долгов. Если развивающаяся страна в

этом отношении неблагополучна, то она не может быть кредитополу-

чателем МБРР. Требования MAP более мягкие и предъявляются не

столько к уровню задолженности страны, сколько к целевому и эф-

фективному использованию предоставляемых средств. Кроме того,

формально устанавливается критерий уровня ВНП на душу населе-

ния, при котором страна может получать средства MAP: не более

1305 долл. (у МБРР, напротив, больше). Однако на практике кредиты

MAP предоставляются при значительно меньших уровнях дохода.

Ссудополучателем может быть правительство либо организация,

имеющая правительственную гарантию. Большинство ссуд и креди-

тов МБРР и MAP имеют «проектный характер*, т. е. выделяются

под конкретные проекты возрождения и развития, кроме специально

оговоренных случаев.

Специалисты Всемирного банка следующим образом классифицируют свои займы.

Особые инвестиционные ссуды (Specific Investment Loans). Они пре-

доставляются для финансирования определенного объекта с целью воз-

ведения новых производственных сооружений, расширения объема про-

изводства на уже существующих объектах или улучшения их техниче-

ского обслуживания. Фактически именно ссуды такого рода относятся

к проектным ссудам и по-прежнему преобладают в общем объеме зай-

мов (около 50%).

Секторальные операции (Sector operations). Под этим названием

объединены различные ссуды, которые предоставляются для финанси-

рования проектов в границах целевых секторов экономики, например,

транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т. п. Определение фи-

нансируемых объектов в рамках целевых секторов осуществляется

правительствами стран-ссудополучателей по критериям, устанавливае-

мым Всемирным банком. Ссуды предоставляются либо непосредствен-

но правительству (Sector Investment and Maintenance Loans), либо ор-

ганизациям, которые определяются правительством и фактически вы-

ступают посредниками между ним и конечным ссудополучателем,

например национальным обществам финансирования развития или аг-

рарным фондам (Financial Intermediary Loans). К секторальным опера-

циям относят также секторные займы структурной перестройки

(Sector Adjustment Loans), предназначенные для решения общих задач

в фаницах целевых секторов, которые могут возникнуть, например,

при смене экономической политики. Часто средства по этим ссудам

направляются на финансирование импортных операций.

Ссуды структурной реорганизации (бюджетозамеиупощие реабили-

тационные займы) '. Они введены с 1980 г. как помощь странам, испы-

тывающим проблемы с платежным балансом, и предусматривают про-

ведение широкого спектра мероприятий национального правительства.

Критерии для выделения таких ссуд наиболее мягкие и состоят в

представлении страной программы структурных преобразований, со-

гласованной с ВБ и имеющем! перспективы на успех. Такого рода ссу-

ды родственны аналогичному финансированию со стороны МВФ мер

по преодолению дефицита платежного баланса, поэтому указанные ор-

ганизации согласуют масштабы, сроки, условия кредитования.

МБРР предоставляет также ссуды для преодоления последствий

катастроф, например землетрясений или засухи (так называемые

Emergency Reconstruction Loans), однако значение их до настоящего

времени невелико (около 1% всех выделяемых средств).

Особый приоритет при распределении финансовых средств MAP

уделяется таким целям, как борьба с бедностью, защита окружающей

среды, поддержка мер макроэкономической и секторальной политики

национальных государств. В 1985 г. была открыта специальная кре-

дитная линия для поддержки стран южнее Сахары (Special Facility

for Sub-Saharan Africa). После завершения финансирования по дан-

ной кредитной линии в действие вступила новая программа для

стран Южной Африки, которые имеют низкий уровень национально-

го дохода и высокий уровень долга (Special Program of Assistance for

Africa).

Сроки предоставления ссуд зависят от продолжительности фи-

нансируемого проекта, но в основном период их погашения у МБРР

составляет 12—15 лет, а у MAP — 35—40 лет.

Средства, предоставляемые Всемирным банком в иностранной ва-

люте, в принципе должны быть возвращены в тех же платежных

средствах. Если издержки по осуществляемым национальными прави-

тельствами программам, проектам возникают в национальной валюте,

то они должны и возмещаться за счет собственных средств, так что

валютные риски несут сами правительства. Если при атом в данной

стране из-за неразвитости национального валютного рынка нет доста-

точного количества международных средств платежа, то правительство

должно приобрести их на международных финансовых рынках.

Поскольку МБРР сам предоставляет ссуды из заемных средств,

то процентные ставки зависят от общих тенденций в их движении

на международных рынках капиталов и денег. Долгое время МБРР

использовал расчетные формулы для определения процентных ста-

вок, которые, однако, не учитывали ряд новых явлений конца

70 — начала 80-х годов, среди которых: большие колебания ставок на

международных рынках; переход к использованию плавающих про-

центных ставок в международном кредитовании; увеличение периода

времени между кредитными обещаниями и фактическим началом

предоставления кредитов и др. В связи с этим МБРР перешел с

1982 г. к использованию плавающих процентных ставок, пересматри-

ваемых каждые полгода. Начальная процентная ставка базируется на

издержках приобретения средств самим банком (Qualified

Borrowings). К средневзвешенным издержкам капитала добавляется

затем маржа 0,5%. Фактически ставка процента с учетом маржи бан-

ка составляет около 6—7% годовых. В то время как большинство

кредитов МБРР имеют ставку, немного превышающую рыночные,

кредитные транши МВФ, напротив, дешевле рыночных ставок.

МБРР, как и МВФ, взимает комиссию за обязательства, которая со-

ставляет 0,75% годовых с неизрасходованной суммы злима.

МБРР практикует также различного рода денежные сборы, на-

пример для обещанных, но еще не предоставленных ссуд (0,25%),

для решения своих краткосрочных финансовых проблем.

Перед предоставлением кредитов МБРР и MAP анализируют об-

щее экономическое положение страны-заемщика, п первую очередь

платежный батане, планы развития и инвестиционную политику. Да-

лее проводится аналт экономических, технических и институцио-

нальных аспектов проекта с точки зрения его осуществимости и эко-

номичности. После завершения проектного анализа в соглашении о

ссуде МБРР (Loan Agreement) и и соглашении о предоставлении кре-

дита развития MAP (Development Credit Agreement) устанавливаются

особые условия, которые должны быть выполнены сторонами. Кроме

того, в соглашения включаются общие положения Всемирного банка

(General Conditions), которые, однако, могут корректироваться. В пе-

риод осуществления проекта Всемирный банк посылает комиссии для

проверки хода его выполнения. Приблизительно через год после

окончательного предоставления средств по любому проекту Всемирно-

го банка составляется доклад, в котором подводятся текущие итоги.

Международная финансовая корпорация. Международная финан-

совая корпорация (МФК) —первое дочернее общество МБРР —была

создана в 1956 г. Она содействует развитию частноэкономической

инициативы в развивающихся странах путем предоставления совмест-

но с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных

условиях. В отличие от МБРР и MAP страны-члены должны полно-

стью выплачивать подписанную ими долю, что отражает коммерче-

ский характер МФК.

В ст. 1 Устава МФК говорится, что основная цель организации состоит в соединении усилий международного и частного капиталов, опыта менеджеров для содействия частным инвестициям в менее развитых странах-членах. Потребность в таком финансовом институте возникла потому, что МБРР по своему статусу предоставляет ссуды только правительствам или требует правительственные гарантии и не имеет права участвовать в уставном капитале частных фирм.

МФК, напротив, участвует в собственном капитале частных предприятий, а также "содействует сбыту акций и долговых обязательств таких предприятий путем предоставления гарантий. При этом не исключается участие в финансировании частных предприятий (наряду с МФК) государственного капитала как в форме кредитов, так и в форме паев.

До середины 80-х годов МФК получала финансовые средства в основном из уставных платежей стран-членов, кредитов МБРР и текущей прибыли. С 1985 г. все большее значение имеет политика рефинансирования на международных рынках капиталов. Источником рефинансирования МФК является и продажа долей участия в собственном капитале частных предприятий развивающихся стран, тем более что такое участие ограничено во временном отношении.

С 1995 г. МФК приступила к продаже требований по ссудам специально созданной организации off-shore trust, которая осуществляет секьюритизацию ссуд путем распространения среди институциональных инвесторов и банков специально выпускаемых сертификатов.

Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долгосрочных ссуд, участия в собственном капитале, гарантий либо путем их комбинации.

Хотя МФК не требует правительственных гарантий, она тщательно анализирует кредитоспособность бенефициаров своих средств.

Кроме того, риск финансирования снижается за счет участия МФК, как правило, в синдицированных кредитах, с покрытием не более 25% общих издержек.

Ссуды, предоставляемые МФК, предназначены в первую очередь для финансирования развития финансовых услуг и институтов рынка капиталов. Большое значение имеют также ссуды в перерабатывающую промышленность, автомобилестроение, химическую промышленность и сферу туризма.

Финансовые условия кредитов МФК значительно более «жесткие», чем у МБРР и MAP. Наибольшая часть ссуд МФК предоставляется на срок от 7 до 12 лет по твердым или плавающим ставкам в самых разнообразных валютах.

Участие МФК в собственном капитале частных фирм осуществляется путем предоставления средств в национальной валюте соответствующей страны. Доли участия после осуществления инвестиционного проекта продаются. Кроме того, МФК для повышения заинтересованности частных инвесторов гарантирует суммы вкладов в уставный капитал. Так называемый принцип Guaranteed Recovery of' Investment Principal (GRIP) предусматривает, что МФК вкладывает

средства, предоставляемые инвесторами, в уставные капиталы, при-

нимая на себя риск потерь. Дивиденды и прибыль на капитал делят-

ся между инвесторами и МФК в соответствии с заключенным меж-

ду ними соглашением. После окончания срока соглашения инвестор

выбирает между возможностями перезаписи доли участия на свое

имя либо отказа от нее, причем ему возвращается, по крайней мере,

первоначальный взнос капитала.

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций. Много-

стороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) было соз-

дано в апреле 1988 г. и является самым молодым членом Группы

Всемирного банка.

Основная цель этой организации — содействие прямым инвести-

циям в развивающихся странах путем предоставления гарантий про

тив некоммерческих (политических) рисков. Кроме того, МАГИ кон-

сультирует правительства развивающихся стран при разработке про-

грамм содействия иностранным инвестициям.

Поскольку МАГИ было образовано сравнительно недавно, основ-

ным источником его средств является подписанный капитал. Уста-

вом МАГИ предусмотрено, что промышленные страны 10% их доли

уставного капитала должны выплачивать в конвертируемой валюте

Еще 10% вносятся в форме беспроцентного долгового свидетельства

которое не может обращаться на рынке. Остаток уставной доли вно-

сится лишь по требованию МАГИ. Страны второй группы могут

осуществлять взносы до 25% в собственной валюте.

Для содействия прямым инвестициям в развивающихся странах

МАГИ может брать на себя гарантии по отношению к инвесторал

против некоммерческих рисков, включая совместное страхование i

перестрахование. Гарантии распространяются, как правило, на срок до 15 лет. В соответствии с уставом к рискам, против которых выставляются гарантии, относятся: ограничения трансферта валют развивающейся страной; национализация и другие аналогичные меры нарушения договоров; военные события или беспорядки.

Гарантии обычно распространяются только на вновь вводимые предприятия, но могут включать также расширение, модернизацию и перестройку уже существующих предприятий, а также приобретение полугосударственных предприятий, подлежащих приватизации.

Гарантии могут также предоставляться и по ссудам частных инвесторов. Последние могут быть как физическими, так и юридическими лицами, но не должны принадлежать к стране, в которой осуществляется инвестиция. Сумма гарантии зависит от оценки риска проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: