Глава II. Нравы общества

Роман обличает пороки всего общества, критика не обходит ни один слой; все повествование пропитано сатирой и пародийностью. Обличителем выступает, конечно же, лис, который и является героем-резонером, за словами которого стоит мнение автора. Его фигура, пожалуй, самая сложная из всего звериного царства, поэтому я считаю нужным начать с ее краткого анализа.

Лис Ренар, или Рейнеке, удивительно многолик. Складывается впечатление, что помимо личных мотивов, им руководит и просто банальное желание насолить другим животным, выставить их на посмешище. При этом он к любому может найти подход, он видит слабые стороны каждого зверя и использует это в своих целях. Одновременно с этим он не просто добивается своего, а, что и важно для нас, показывает нелицеприятные стороны каждого героя, будь то алчность, зависть или жадность. Например, не желая являться на суд, Рейнеке решает подшутить над послом-медведем Брауном. Он заманивает его в ловушку, из которой тот выбирается еле живым, обещая ему вкусный и сладкий мед, зная, что тот его любит («Рейнеке-лис», кн. I, гл. 7). Что выглядит как обычная сцена из сказок о животных, на деле является очень дерзкой сатирой – медведь, он же крупный феодал, из-за своей алчности, желания личной выгоды, забыл и о поручении короля, и о том, сколько раз лис водил его за нос до этого.

Лис, хоть и является частью этого общества, и занимает в нем довольно высокую должность, тем не менее во всем противостоит ему. Он не боится никого, ни короля, ни равных себе по положению, ни уж тем более тех, кто в социальной лестнице занимают более низкую ступеньку. Он всегда выходит сухим из воды, в каких бы тяжких преступлениях он не был виновен, он умеет пустить пыль в глаза и сам волк, его непримиримый враг, говорит: «Он все так повернет, извратит, исказит,//Что жертву убийцей изобразит» (III, 14). Но эта линия поведения – необходимость, продиктованная условиями жизни. В реальности куртуазные идеалы рыцарства не действуют, и лис это прекрасно понимает. Его задача – выжить, и он делает все для этого. Он ничуть не лучше тех, над кем издевается, он так же грешен, как и все, так же эгоистичен. Но есть одно, что отличает его от всех зверей – он умен, он хитер, он ловок. Он умеет приспосабливаться к любой жизненной ситуации. «Плевать хотел я на лисье племя,//Отныне кончается ваше время!» (IV, 8) - говорит волк как представитель рыцарства, но он глубоко заблуждается, поскольку кончается именно его время, и начинается время смекалистых и независимых, таких, как Рейнеке. Теперь главное – не физическая сила, а сила ума. И это подтверждается заключительными словами автора: «Вы еще услышите или прочтете,//В каком сегодня большом почете//При дворах монархов или князей//Лис и орава его друзей.//Такой, как наш Рейнеке, всюду нужен,//Он с королями и папами дружен,//Везде и повсюду из-за кулис//Всем верховодит Рейнеке-лис.» (IV, 12).

Действительно, потому лису и удается так легко добиваться своего – его боятся. Трижды его вызывают на суд по совершению жестоких преступлений, и чтобы оправдаться, лис начинает плести невероятную ложь, которая, тем не менее, из раза в раз подкупает короля. И когда дело доходит до последнего слова, никто из обвинителей не решается выступить. Причина этому не только страх перед умом и хитростью лиса, но и то, что никто из зверей не знает, какая из чаш весов перевесит, чья окажется выгоднее. Это еще один порок общества, обличаемый в романе – правым по определению становится тот, кто одержал победу. В независимости от того, на твоей стороне правда или нет, как только ты одолеешь противника, окажешься в более выгодном положении, чем он, у тебя сразу появятся и верные друзья, и обожатели, и расположение двора. Сильных боятся все без исключения, поэтому и король предпочитает не конфликтовать с лисом. Всеми руководит корысть, желание личной выгоды.

Отдельно можно рассмотреть и образ короля Нобеля как собирательный образ монархов той эпохи. С одной стороны, он действительно благороден, мудр и справедлив, и в этом можно провести параллель с такими популярными персонажами средневековой литературы, как Карл Великий или король Артур.[7] Он – главный судья и не выносит ни одного приговора без рассмотрения дела, выслушивания и обвинителя, и обвиняемого. Он стремится к миру, всячески старается примирить враждующие стороны. Но и он такой же человек (в данном случае – зверь), как и все его подданные. Стоит лису, против которого ополчилось все королевство, упомянуть о несуществующем на самом деле кладе, который он готов отдать королю, тем овладевает алчность и он помилует лиса, лишь бы тот указал ему место клада (I, 22-30). В своей исповеди лис прямо говорит об этом: «Мы пребываем под властью льва,//Который хапать привык по-львиному» (II, 7). Лев поощряет поведение феодалов и закрывает глаза на их проступки, покуда он получает собственную выгоду. Высокой должности при дворе можно добиться, лишь «танцуя под львиную дудку».

Большая часть шуток и издевок Лиса так или иначе направлена на священнослужителей и Рим. В романе Церковь предстает полностью компрометирующим себя институтом, которому уже никто не доверяет, и в обществе громко раздаются слова о недовольстве. Стоит напомнить, что «Рейнеке-Лис» был издан в 1498, а ведь уже меньше чем через 20 лет Мартин Лютер напишет свои 95 тезисов и начнется Реформация.

«Разумеется, есть попы и монахи,//Которые помнят о божьем страхе,//О божьих законах, о божьем гневе,//О сыне господнем, пречистой деве.//Есть средь всеобщего разложения//Прелаты, достойные уважения» (II, 7) – главное в этих строках, конечно, не то, что достойные люди до сих пор есть – такие есть всегда, а то, что этот институт действительно «разлагается».

Вызывает недовольство не потому, что служители церкви не отличаются от простых смертных, а то, что их действия находтся в резком противоречии с их словами. Редкий из священиков соблюдает заветы Христа, большинству до них нет дела. Вместо того, чтобы подавать народу пример праведности, кротости, доброты, они погрязли в грехах. Ими так же руководит алчность и жадность, как и королем, как и феодалами. Лис совершенно справедливо говорит о том, что всем миром правит злоба, ненависть и предательство, и уже не узнаешь, кто искренен, а кто лишь действует в своих интересах. Как можно доверять проповеди тех, кто сам в нее не верит? Кто живет с женой, с семьей, имеет любовниц? Кто проводит свою жизнь в развлечениях и пирах? Показательны и имена священнослужителей: аббат Жраль, кардинал Обиралус.

В Риме процветает симония. Пап интересуют не вопросы веры, а только деньги. И эти же деньги обеспечивают им власть, помогают скрывать скандалы и заглаживать неприятные происшествия. «Попы богаче, чем короли!» (II, 8) – восклицает лис. Автор романа упрекает Церковь в чрезмерно больших владениях и богатстве. Также прослеживается и критика вмешательства пап в светские дела, несколько раз в романе делаются намеки на конфликт королевской и духовной власти.

Недовольство вызывают не только священнослужители, но и религиозные обряды. Так, например, госпожа Изволь произносит на латинском языке молитву над Рейнеке перед битвой, которая на самом деле состоит из ничего не значащих слов (IV, 6).

Критикуется и обряд исповеди. Лис ее совершенно ни во что не ставит. Покаяние для него – лишь развлечение, в нем нет ничего святого. Совершив исповедь, он тут же начинает снова грешить. Даже отлучение от церкви не пугает пройдоху. В паломничество лис отправляется исключительно ради собственной выгоды – чтобы избежать казни.

Постоянно возникает в романе и тема женской неверности. Трем главным женским образам (женам льва, волка и лиса), изображенным несколько менее выпукло чем мужские, присуща общая черта – ветреность и готовность уступить первому попавшемуся ухажеру. Несмотря на то, что король Нобель старается защитить честь своей жены, она сама подает знаки внимания лису, способствует его освобождению, ее волнует его судьба. Да и сама лисица, узнав о смерти мужа, тут же выскакивает замуж за другого, что, кстати, лис предвидит.

Естественно, что лис вызывает раздражение у всех в этом королевстве, от мала до велика. Его насмешки порождают бурю негодования, но виновен ли в этом только Рейнеке? Конечно, нет. Каждый зверь, потерпевший от его руки, достоин своего наказания. Главная причина недовольства – это то, что все они такие же, как и лис, такие же алчные, кровожадные, жестокие и завистливые, они видят в нем себя. Но им не хватает его ума и смекалки, поэтому они всегда остаются в проигравших, а Рейнеке, в конце концов, становится канцлером при короле.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: