Повествования о детстве

ИИСУС И ЕВАНГЕЛИЯ

Cм. Текстология Евангелия.

Палестина. Иерусалим. Галилея. Гефсимания.

АРХЕОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ

Cм. в целом топография библейская.

Мы начнем с краткого обзора действительных или предполагаемых географических сведений, большая часть которых содержится в Евангелиях. Особое внимание будет уделяться вопросу, могут ли результаты археологических исследований пролить свет на НЗ и раннехристианские предания, в связи с деталями, касающимися того или иного места. В заключение мы рассмотрим, насколько географические факторы важны в богословском плане и могут ли они служить основанием для выводов об исторической достоверности (см. Евангелия (историческая достоверность) и происхождении Евангелий.

1.Повествования о детстве.

2.Места, связанные с Иоанном Крестителем.

3.Проповедь Иисуса в Галилее.

4.Соседние с Галилеей местности.

5.Путешествие в Иерусалим.

6.Иерусалим.

7.Историческое и богословское значение.

Повествования о детстве

1.1. Место рождения Иоанна Крестителя. Чтобы повидать Елизавету, Мария отправилась «в нагорную страну [oreine], в город Иудин» (Лк 1:39). Греческое слово описывает район вокруг Иерусалима (Плиний (старший) 5.14). Литературная традиция, восходящая к VI в., отождествляет место рождения с Эн-Керем (араб. Ain Karim), располагающимся в 7 км к западу от Иерусалима (ELS 44 ff.). Однако остатки двух церквей IV в. показывают, что начало данного предания относится к еще более раннему времени (GBL II.776). Идентификация этого места со священническим городом Ютта (Нав 15:55; 21:16), в 10 км к югу от Хеврона, исключается только на филологических основаниях (см. Иоанн Креститель).

1.2. Вифлеем. Согласно Мф 2:1 и Лк 2:4, Иисус родился в Вифлееме (греч. Bethleem), городе дома Давидова (см. Рождение Иисуса). Часто утверждалось, что это не более чем привязка к пророчеству Михея (Мих 5:2), а в действительности Иисус родом из Назарета. Однако против такого воззрения свидетельствует тот факт, что о Вифлееме как о родине Иисуса говорится в двух весьма отличных друг от друга традициях. Когда в доказательство того, что четвертый евангелист ничего не знал о рождении Иисуса в городе Давидовом, приводят Ин 7:42, то неверно понимают намеренную неоднозначность Ин. Тот факт, что Иосиф в связи с переписью отправился в Вифлеем (Лк 2:1-4), может объясняться только тем, что он владел там землей, хотя, возможно, он был местом его жительства (ср. Мф 2:11, 22-23). Это не обязательно противоречит свидетельству Лк, поскольку katalyma (Лк 2:7) не всегда переводится как гостиница, а чаще обозначает большую комнату. Редко встречающиеся заявления о том, что Иисус родился в Вифлееме, находящемся в 11 км к северо-западу от Назарета, достойно упоминания только как любопытная нелепость (J. Klausner, Jesus of Nazareth, 1952, 315-16).

Независимым свидетельством о происхождении Иисуса из города Давидова является не выводимое из Евангелий раннехристианское предание, называющее местом рождения Иисуса пещеру в Вифлееме (GBL 1.196-97). Современная церковь Рождества, расположенная на западном хребте возвышенности, где стоял старый город, была возведена над большой скальной пещерой размером примерно 12χ3 м. Это одна из нескольких пещер, располагавшихся рядом с домами и служивших в I в. хлевами или хранилищами запасов (ср. Лк 11:33). Уже в начале II в. местное предание было так сильно, что Адриан (приблизительно в 135 н.э.) превратил пещеру в святилище Адониса, чтобы прекратить ее почитание иудеохристианами. Согласно Иерониму, ясли (phatne), упоминаемые в Лк 2:7, были еще видны в его время и представляли собой находящееся в боковой, размером 3*3 м (GBL II.847), пещере, выбитое в камне углубление, стены которого были выложены глиной (ELS 91). Из-за мраморной отделки и перестройки сейчас трудно представить, как изначально выглядела пещера.

1.3. Поля пастухов. Основываясь на Быт 35:21 и Мих 4:8, некоторые евреи ожидали пришествие Мессии в месте, называемом «Башня пастухов» (древнеевр. migdal-eder), к востоку от Вифлеема (GBL II.977-78). Возможно, Лука, говоря о пастухах, имеет в виду это место (Лк 2:8). Самое позднее с IV в. поля пастухов искали к востоку от Вифлеема в деревне Бет-Сахур (ELS 90ff.). Раскопки в этой местности открыли небольшое пастушеское поселение, относящееся к I в. (GBL I.197).

1.4. Могила Рахили. В новозаветные времена эта могила возле Вифлеема почиталась на основании Быт 35:19. Вероятно, это было то же место, что и ныне, -на пересечении дорог, ведущих в Иерусалим (GBL 1.197). Возможно, существует связь между преданием об этой могиле и Мф 2:16-18.

1.5. Гробница Ирода Великого. Мф 2:19 упоминает смерть иудейского царя. Первоначально он избрал для семейного захоронения место к северу от современных Дамасских ворот Иерусалима в ротонде, построенной по образу мавзолея Августа в Риме. Однако тело Ирода было перенесено в Иродиум; его пристанище находится на горе, частично сложенной из бута, к юго-западу от Вифлеема (Война 1.33.8 § 673). Долгое время полагали, что его могила располагается в главной башне, но теперь считают, что она скорее в основании крепости (GBL II.813; см. Ирода династия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: