Историческое и богословское значение

7.1. Иоанн Креститель. Креститель начал свое служение в северной части Святой земли, там, где некоторые евреи ожидали пришествие эсхатологического Илии (Мал 3:1; ср. Мк 1:2-8; см. 2.5, выше). Два других места, где он крестил, были также связаны с преданиями об Илии (см. 2.2, 2.4, выше). Последователи Иоанна похоронили его на месте легендарной гробницы Илии (см. 2.6, выше). Все это не случайно. Скорее это показывает, как в еврейской мысли определенные места связаны с ожиданием исполнения пророчеств ВЗ. Иначе говоря, выбор Иоанном для символического действия конкретного места мог привлечь внимание к определенной стороне его миссии, в данном случае к тому, что он был пророком конца времен (см. Пророки, пророчество), тем, о ком говорилось в предании об Илии.

7.2. Евангелия в общем. Синоптики, возможно по чисто катехитическим причинам, представляют упрощенную географическую карту проповеднической деятельности Иисуса: 1) крещение и искушение (см. Искушение Иисуса) в низменной части Иорданской долины (Мк 1:1-13 пар.); 2) проповедь в Галилее (Мк 1:14-9:50), прерванная в конце коротким пребыванием по ту сторону галилейской границы (Мк 7:24-31; 8:27-30 пар.); 3) путешествие в Иерусалим (Мк 10:1-52); 4) короткое пребывание в Святом городе (Мк 11-16 пар.). Как показывают отдельные намеки в синоптических Евангелиях (Мф 23:37; Лк 4:44; 13:6-9 и др.), повествование Ин о трехлетнем служении с частыми переходами между Галилеей и Иерусалимом (Ин 2:13; 6:4; 12:1) заслуживает предпочтения в историческом плане. Однако описание, содержащееся в четвертом Евангелии, также не исчерпывающе, поскольку оно, кажется, намеренно (ср. Ин 21:25) ограничивается очень краткими сведениями касательно проповеди в Галилее и окружающих ее местностях. Тем не менее географическая схема синоптиков имеет собственное историческое значение: конкретная топонимика евангельской традиции точно указывает на сосредоточенность проповеднического служения Иисуса вокруг Галилеи и Иерусалима.

Необходимо иметь в виду три исторических вопроса относительно того, что дает нам географическая информация: 1) какова структура служения Иисуса; 2) каков местный колорит доевангельской традиции; 3) каково знание местности самими евангелистами. Вопрос о возможном богословском значении географических данных связан с этими тремя вопросами.

7.3. Иисус. Как для семьи Иисуса, так и для Него самого (Ин 7:41-42) Его рождение в Вифлееме было указанием на Его, связанное с Давидом, мессианское служение (см. Сын Давидов). Название Назарета, города, в котором Он впоследствии жил, сохраняет живую память о пророчестве в Ис 11:1 (3.1, выше). С высот вокруг Назарета Он обозревал панораму ветхозаветной истории спасения*. Может быть, не случайно Иисус проводил параллели между собой и Ионой (Мф 12:39-41 пар.; 16:4; см. Знамение Ионы), чью гробницу раннеиудаистская традиция считала единственной в Галилее могилой пророка (Гат-Хефер в непосредственной близости от Назарета; GBL 1.411). Выбор для проповеди таких мест, как Тавга (3.8, выше) или Иерусалимский Храм, также был практически обоснован: здесь Иисус мог собрать большие массы людей и из Иерусалима, и из диаспоры. Остается, однако, поразительной изначальная сконцентрированность как Его деятельности, так и деятельности посланных Им учеников (Мф 10:5-6). Особого объяснения заслуживают произнесенные Иисусом пророчества о воздаянии (Мф 11:20-24 пар.) Хоразину, Вифсаиде и Капернауму, лежащим близко друг к другу на северо-западном берегу Галилейского моря. Похоже, это скопление городов в южной части Неффалима, на границе с Завулоном, первым заметил не евангелист (Мф 4:12-16), а сам Иисус, видя в этом символическое исполнение пророчества Ис 9:1-2 (МТ 8:23-9:1).

Период, когда Иисус жил в Галилее, нужно отличать от времени, когда из-за растущей угрозы стало необходимо удаляться за ее пределы (см. 4, выше). К этому второму периоду относятся высказывания о бездомности Иисуса (Мф 8:20 пар.). Едва ли случайно именно в районе горы Ермон, с которой по крайней мере некоторые группы евреев связывали эсхатологические ожидания, Иисус по случаю Преображения и признания Петра, открыл свое мессианство (см. 4.4, 4.5, выше).

Есть и другая причина, по которой Иисус избегал быть казненным на севере: Его смерть в Иерусалиме имела глубокое богословское значение (Мк 10:33-34 пар.; Лк 13:33; Лк 13:34-35 пар.). Здесь Он бы был отождествлен с израильскими пророками, претерпевшими мученичество в Иерусалиме (ср. Лк 13:24); и отдал бы свою жизнь в жертву во искупление грехов, кладя тем самым конец Храму и его культу. Однако Иерусалим даже в проповеди Иисуса остался главным пунктом эсхатолоического странничества всех народов на пути к единственному истинному Богу (Мф 8:11-12 пар.). Когда после Воскресения Иисус выразил желание еще раз встретиться со своими учениками в Галилее (Мк 14:28; 16:7 пар.), Он говорил о возобновлении прежде начатой здесь миссии. Таким же образом воскресший Иисус явился в Тавге (см. 3.11, выше), которая была центром Его земного служения. Главное для раскрытия Его миссии явление произошло на горе Фавор, богатой эсхатологическими ассоциациями (см. 3.15, выше). Иисус покинул своих учеников на Елеонской горе, которая и в ВЗ, и вообще в еврейской традиции особенно прочно связана с ожиданиями конца времен (см. 6.12, выше).

7.4. Марк. Несмотря на широко распространенное представление, из палестинского происхождения второго евангелиста не следует вывод о его географических познаниях. Здесь можно обнаружить определенное противоречие. В то время как Марк, кажется, не слишком хорошо знает путь по Галилее (см. 3.8, 4.1, выше), он дает ряд более специфических деталей, касающихся Иерусалима (см. 5.5, 6.1, 6.7, 6.10, выше). Это согласуется с традиционным отождествлением евангелиста с Иоанном Марком из Иерусалима (Деян 12:12). Особенно детальное знание Галилеи и севера страны заметно в традиции, которую с легкостью можно возвести к Петру (см. 3.4, 3.12, 3.14, 4.4, выше).

Многое было сделано для определения богословского значения географических данных, содержащихся в Мк. Уже до-Маркова традиция видела связь между двумя чудесными насыщениями (в описаниях обоих подчеркивается уединенность [eremos topos] или покинутость [eremia] места действия) с чудесным насыщением Израиля в пустыне (Мк 6:31; 8:4 пар.). Вероятно, сам Иисус имел намерение подчеркнуть эту связь (ср. намеки на манну и пустыню в Ин 6:29-59). Возможно, Марк хотел закрепить повествование о проповеди Иисуса среди язычников особенно пространным описанием (Мк 5:1-20) первого путешествия Иисуса в землю язычников (см. 5.1, выше). Успокоение бури (Мк 4:3541), которое предшествует Мк 5:1-20, может быть введено с намерением провести параллель между служением Иисуса и миссией пророка Ионы (ср. Ион 1:4-17). Возможно, также ввиду его тесной связи с Мк 7:1-23 (чистое и нечистое) и Мк 7:24-30 (исцеление языческой женщины*), что местоположение второго чудесного насыщения (Мк 8:1-10; ср.7:31) в языческом Десятиградье (см.3.10, 4.3, выше) является предвосхищением братской трапезы между языческими и иудейскими христианами. Путешествие с севера в Иерусалим является прототипом жизни учеников как следования за Иисусом. Это подчеркивается повторением мотива «пути» (Мк 8:27; 9:33-34; 10:52).

7.5. Матфей. В соответствии с особенностями первого Евангелия мы сталкиваемся с тем, что большая часть географических данных связана с исполнением пророчеств ВЗ: рождение Иисуса (см. 1.2, выше) в Вифлееме (Мф 2:16-18; ср. Мих 5:1), бегство в Египет (Мф 2:13-15; ср. Ос 11:1), гробница Рахили (см. 1.4, выше) рядом с Вифлеемом (Мф 2:16-18; ср. Иер 31:15), жизнь в Назарете (Мф 2:22-23; ср. Ис 11:1), сосредоточенность событий на землях, принадлежащих племенам Завулона и Неффалима (Мф 4:12-16; ср. Ис 9:1-2 [МТ 8:23-9:1]), приобретение поля горшечника или поля крови (Мф 27:5-10; ср. Иер 32:9). Тот факт, что первая (нравственная) беседа Иисуса проходила на «горе» (Мф 5:1), вызывает в памяти дарование Моисею* Закона* на горе Синай. С раввинистической точки зрения, Гадара (см. 4.1, выше) образует границу земли Израиля (Мф 8:28; ср.). Пара городов Тир и Сидон (Мф 15:21) вызывает ветхозаветные реминисценции и указывает на то, что евангелист воспринимал пребывание Иисуса в земле язычников как парадигму. Вероятно, северное Заиорданье называется «пределы Иудейские, за Иорданской стороной» в связи с Нав 19:34. Даже если для евангелиста верно, что проповедь Иисуса ограничивалась еврейскими местностями Галилеи и Иерусалимом (Мф 10:5-6), он тем не менее подчеркивает, как много последователей было у Иисуса среди жителей других территорий (Мф 4:25), включая евреев (из Иудеи) и меньшинств (из Десятиградья и Заиорданья).

Географические сведения, содержащиеся в первом Евангелии, соответствуют палестинскому происхождению его автора. Они более детальны в отношении Иерусалима и его окрестностей (см. 5.5, 6.8, 6.10, выше), а также района Капернаума (см. 3.8, 3.9, 3.12, 3.15, выше). Поразительна роль, которую в Мф (9:27-31; 13:1; ср. 4:13) играет Капернаум как «город Иисуса» (ср. 9:1) и дом, в котором Иисус иногда жил (см. 3.12, выше). По сравнению с Ин, однако, географические сведения Мф не столь многочисленны и подробны, как этого можно было бы ожидать от Евангелия, которое традиция приписывает свидетелю событий. Единственное в Евангелиях сообщение о распространении проповеди Иисуса до Сирии (Мф 4:24) соответствует и другим указаниям на то, что окончательная редакция этого Евангелия была составлена в Сирии.

7.6. Лука. Третий евангелист своими подчас интересными географическими данными о Галилее и ее окрестностях, по всей вероятности, обязан традиции (см. 3.1, 3.3, 3.9, 3.10, 4.1, 5.1, выше). Он едва ли обладал каким-либо знанием Галилеи, поскольку тогда он не назвал бы Назарет (3.1) и Наин (3.3) городами (poleis). Еще более необычны некоторые свидетельства о местных особенностях Иерусалима и его окрестностей (см. 1.1, 1.2, 1.3, 6.1, 6.4, 6.5, 6.10, 6.12, выше), более специфические, чем можно было бы ожидать. Точное знание синоптиками расстояния между Иерусалимом и Эммаусом уникально (см. 6.11, выше). Естественным объяснением было бы признание того, что автор приписываемого Луке двухчастного труда сам посетил Святой город согласно событиям, описанным в одном из личных («мы») свидетельств Деян (21:15-18). Содержащиеся в Деян географические сведения, особенно касательно района между Иерусалимом и Кесареей Приморской, укрепляют точку зрения, что автор был спутником Павла.

Возможно, более глубокое значение географических сведений может лежать в сфере традиции (см. 1.3, 3.3, 3.10, выше). Евангелист, писавший для образованных греков, вряд ли предполагал, что его читатели знают географию пророчеств ВЗ. Точное свидетельство, такое как касающееся Эммауса, выдает скорее исторический интерес. Тем не менее для Луки укрепленность христианского учения в достоверно переданной истории Иисуса была с богословской точки зрения равно необходима.

7.7. Иоанн. По сравнению с тремя другими Евангелиями Ин предоставляет гораздо больше сведений, касающихся географии. Часто эти сведения довольно специфичны. Его знания прочны, какие бы местности он ни описывал, будь то Галилея (см. 3.2, 3.4, 3.5, 3.14, выше) или север (см. 2.4, 2.5, выше), Самария (см. 5.2, выше) или Иерусалим (см. 6.1, 6.2, 6.3, 6.5, 6.7, 6.10, выше) и его окрестности (см. 5.3, 5.5, выше). Единственным приемлемым объяснением всему этому является коренное палестинское, хотя не обязательно иерусалимское, происхождение евангелиста или, по крайней мере, того ученика, к которому восходит традиция (Ин 21:24).

Иоанн дает более внятную картину земного пребывания Иисуса; он также более полно изображает географические рамки этого пребывания. Согласно четвертому евангелисту, Иисус проповедовал также в таких местностях, как Ватанея (см. 2.5, выше) и Самария (см. 5.2, выше), где жили примыкающие к иудаизму религиозные группы. Общение с ними навлекло на Него оскорбительное именование «Самарянин» (Ин 8:48). Поразительно, что Иисус часто проповедовал у священных мест, таких как колодец Иакова (см. 5.2, выше), Вифезда (6.2), Силоам (6.3) и, безусловно, Иерусалимский Храм (см. 6.1). Он делал это для того, чтобы исполнить ожидания, связанные с Ним, чтобы превзойти эти ожидания и таким образом удовлетворить их с избытком. Вблизи горы Гаризим и Иерусалимского Храма вытеснение иудейских святилищ установленным Иисусом почитанием Бога «в Духе и истине» становится ясно выраженной темой (Ин 4:20-24).

В Ин служение Иисуса настолько сосредоточено вокруг Иерусалима, что задаешься вопросом, не вызывает ли стереотипное наименование «иудеи» (hoi Ioudaioi) повторяющийся географический обертон (сводя «иудеев» к жителям Иудеи; GBL II. 736). С помощью названия Вифания Иоанн связывает пришествие спасения на север с его исполнением на юге (см. 2.5, выше). В связи с Силоамом ему удается использовать в христологическом аспекте значение этого еврейского топонима (6.3). Едва ли случайно, что наиболее прочное обоснование проповеди Иисуса во времени и пространстве выходит на первый план в труде евангелиста, который делает особое ударение на воплощении (Ин 1:14).

См. также Галилея; Гора и пустыня; Храм.

Библиография. D. Baldi, Enchiridion Locorum Sanctorum (3d ed.; Jerusalem: Franciscan, 1982); G. Dalman, Sacred Sites and Ways: Studies in the Topography of the Gospeh (New York; Macmillan, 1935); W. D. Davies, The Gospel and the Land (Berkeley: University of California, 1974); M. Hen-gel, «Luke the Historian and the Geography of Palestine in the Acts of the Apostles», in Between Jesus and Paul (Philadelphia: Fortress, 1983) 97-128; С. Корр, The Holy Places of the Gospels (Edinburgh/London: Nelson, n.d.); G. Kroll, Auf den Spuren Jesu (11th ed.; Leipzig: St. Benno, 1990); R.H. Lightfoot, Locality and Doctrine in the Gospels (London: Hodder and Stoughton, 1938); B. Pixner, Wege des Messias und Stdtten der Urkirche (Giessen: Brunnen, 1991); R. Riesner, «Bethany beyond the Jordan», TynB38 (1987) 29-63; idem, «Galilaa», GBL 1.406-7; idem, «Jerusalem», GBL 11.661-77; idem, «Judaa», GBL II. 735-36; J. A. T. Robinson, The Priority of John (Yorktown Heights, NY: Meyer-Stone, 1987); E. Ruckstuhl, Chronology of the Last Days of Jesus (New York: Desclee, 1965); W. Sanday, Sacred Sites of the Gospels Way (Minneapolis: Augsburg, 1980); G. Theissen, Lokalkolorit und Zeitgeschichte in den Evangelien (NTOA 8; Freiburg: Universitatsverlag, 1989).

R Riesner


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: