Путешествие в Иерусалим

5.1. Путешествие в Самарию. В Лк 9:51-56 точно описывается напряженность между самарянами и еврейскими паломниками, направлявшимися в Иерусалим (Иосиф Флавий, Война 2.12.3 § 232-33). Лк 17:11 представляет некоторую трудность, так как здесь утверждается, что Иисус прошел в Иерусалим dia meson Samareias kai Galilaias (I.H. Marshall Comentary on Luke, 1978, 650). Мнение, что Иисус прошел через пограничную между Самарией и Галилеей область, кажется более предпочтительным (ср. Лк 17:12-19); предположение, что Он прошел сначала через Самарию, а потом через Галилею, маловероятно.

5.2. Сихарь и колодец Иакова. Для местной традиции ранней Церкви не было никаких сомнений в том, что колодец Иакова находится в полукилометре от ветхозаветного Сихема (ELS 219ff.). Это подтверждает блестящее знание четвертым евангелистом этих мест, как следует из Ин 4:4-42 {GBL III. 1503-5). На пересечении важнейших дорог (ср. Ин 4:3-4,6) возле легендарной могилы Иакова (ср. Ин 4:5), которую самаряне считают священной, находится очень глубокий искусственный (Ин 4:11, phrear) колодец. Под «женщиной из Самарии» (Ин 4:7) подразумевается не жительница древнего израильского города, который, вообще говоря, со времени Ирода Великого назывался Севастия, а приверженица самарянских религиозных взглядов и практики. Ее дом был в Сихаре (греч. Sychar, Ин 4:5, 8, 28), который нужно отождествлять с Аскаром у подножия Евала в 1,5 км в стороне. В то время это, вероятно, было самое большое самарянское поселение. Священной горой самарян (ср. Ин 4:20) была гора Гаризим. В ходе недавних раскопок выяснилось, что самарянское святилище, уже разрушенное во времена Иисуса, стояло не в Тель эр-Расе на склоне горы Гаризим, а на вершине этой горы, где позднее была возведена византийская церковь.

53. Ефраим. Иисус удалился в эту местность (греч. Ephraim) перед Страстями (Ин 11:54). Она отождествляется с Офрой на территории Вениамина (Нав 18:23) и современной арабоязычной (сирийской) христианской деревней эт-Тайийбех (прежде Афра), что около 30 км к северу от Иерусалима (GBL I.322). Здесь «близ пустыни», как верно замечено в Ин 11:54, должна была существовать община, в которой Иисус чувствовал себя в безопасности.

5.4. Иерихон. Во времена Иисуса ветхозаветный Иерихон (греч. lerichd) был заброшенной грудой камней. К югу от устья Вади Килта Ирод Великий построил свою зимнюю резиденцию, роскошь которой подтверждается раскопками (GBL II.659). Начальник сборщиков податей Закхей принадлежал к высшему классу эллинистического города (см. Эллинизм.). Однако, как показывают просторные захоронения, в городе жили и священники (ср. Лк 10:30-31). Согласно Лк 18:35-43, Иисус исцелил слепого, входя в Иерихон по пути в Иерусалим. Мк 10:46-52 (ср. Мф 20:29-34) сообщает, что исцеление произошло, когда Иисус покидал город. Некоторые полагают, что Лука говорит о новозаветном Иерихоне, а Марк и Матфей - о ветхозаветном. Но если верна местная традиция византийского периода (Иероним Поcл 108.12), то исцеление произошло (как в Мк и в Мф), когда Иисус выходил из города Ирода.

5.5. Вифания и Вифагия. Существование селения Вифания (греч. Bethania), расстояние до которого верно указано в Ин 11:18 как 15 стадий (примерно 3 км), было подтверждено современными раскопками (GBL 1.193). Надписи на относящемся к тому времени еврейском резервуаре для ритуальных омовений предполагают, что иудеохристиане здесь жили вплоть до византийского времени. Поэтому местная традиция, считающая могилу в этой земле могилой Лазаря (ср. Ин 11:1-44), может быть достоверной. Дом, очевидно неженатого, Лазаря и его незамужних сестер Марии и Марфы (Ин 11:1) был тем безопасным местом, где мог остановиться Иисус (Мф 21:7; Мк 11:11; ср. Лк 21:27) даже в последние дни. Возможно, Вифания была одним из тех городов, о которых в Кумранском Храмовом свитке говорится, что в них живут прокаженные (HQMiqd 46:16-18, Мф 26:6; Мк 14:3; см. Проказа). Евангелисты располагают Вифанию, так же как и Вифагию (греч. Bethphage; которая, согласно раввинистическим источникам, находится на внешней границе Иерусалима;), невдалеке от Елеонской горы (Мф 21; Мк 11:1; Лк 19:29). Даже если точное местонахождение Вифагии остается неизвестным, ее расположение перед Вифанией (Мк 11:1; Лк 19:29), если следовать по римской дороге из Иерусалима в Иерихон, верно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: