Иерусалим

6.1. Храм. В повествовании о детстве в Лк подчеркивается значение Храма* для благочестивых евреев новозаветного времени. Захария узнал о рождении своего сына Иоанна через явление ангела у кадильного жертвенника. Новорожденный Иисус был внесен в Храм, и по этому случаю благочестивые евреи Симеон и Анна произнесли о Нем пророчества (Лк 2:22-38). Семья Иисуса ежегодно совершала паломничество из Иудеи в Иерусалим (Лк 2:41-51); сам Иисус часто присоединялся к большим группам паломников, идущих в святой город (Ин 2:13; 5:1; 7:2-13; Мк 11:1-19 пар.; см. Праздники). В колоннаде, окружающей Храм, Иисус учил (Ин 7:28-39; Мк 11:27-13:37 пар.)· Особо упоминается «притвор Соломона» (Ин 10:23) с восточной стороны Храма (Древности 20.10.7 § 221; Война 5.5.1 § 185). Некоторые археологи считают, что он действительно стоит на стенах Соломонова Храма (GBL II. 510). Проведенные раскопки показали, что, восхищаясь размерами и величием здания, ученики Иисуса (Мк 13:1) и Иосиф Флавий (Древности 15.11.4 § 411-25) имели на то веские основания.

Храм был основой политического и экономического могущества саддукеев (см. Иудаизм). Иисус совершил очищение Храма (см. Очищение Храма), т.е. символическое действие, смысл которого, очевидно, состоял в том, что им Он покончил с кровавыми жертвоприношениями животных и утвердил Храм как эсхатологический дом молитвы* для всех народов (Мк 11:15-18 пар.; Ин 2:13-22). Очищение могло произойти в Царском притворе (портике) в южной части Храма (GBL И.668-69). В конце служения Иисус даже предсказал разрушение святилища (Мк 13:1-2). Это послужило основным стимулом для стратегии саддукеев, которые смогли повести воинственно настроенных приверженцев Иерусалимского Храма против Иисуса (Мк 14:57-60 пар.). На празднике Кущей Иисус объявил Себя источником, бьющим в эсхатологическом храме (Ин 7:37-39), и назвал Себя (Ин 2:18-22; ср. Мф12:6) и основанную Им общину спасенных (ср. 2 Цар 7:12-16; 4QFlor 1:2-13) новым, духовным Храмом.

6.2. Вифезда. Ин 5:2 переводится следующим образом: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня [пруд для купания], называемая по-еврейски [т.е. по-арамейски] Вифезда, при которой было пять крытых ходов». Местонахождение этого бассейна, разделенного на два сектора (ср. Сир 50:3), название которого дошло во множестве различных вариантов (Bethesda [Дом (Божьего) милосердия], Bethzatha, Bethsaida [Дом рыбы, т.е. символ крещения?]), на севере храмовой площади последовательно подтвердилось сообщениями древних христианских паломников (ELS 460ff.) и современными раскопками. Пять stoai (галерей, но не обязательно портиков с колоннами) были, вероятно, расположены по четырем сторонам и вдоль стены, разделяющей два бассейна. Как возмущались воды (Ин 5:7), пока неясно. Бани с восточной стороны указывают на существование иудейского исцеляющего святилища; император Адриан превратил их в языческий храм, посвященный Серапису. Текстологически вторичные варианты Ин 5:36-4 также указывают на иудейское святилище; в них, возможно, сохранилась местная иерусалимская легенда. Легенды о Соломоне в еврейском апокрифе Завещание Соломона также могут быть связаны с Вифездой. Свидетельство Медного свитка (3Q15 11:11-14) дает основание связывать храм с ессеями или терапевтами.

6.3. Силоам. В новозаветные времена устье Силоамского канала, который вытекал из источника в Гионе, само считалось источником (Иосиф Флавий, Война 5.4.1-2 § 40-145). Купальня Силоам (греч. Siloam, Ин 9:7, 11), которая наполняется из того же источника, может быть опознана на основе сообщений древних христианских паломников (ELS 467ff.) и археологических находок недавнего времени (GBL III. 1444-46). Раввины считали воды источника ритуально очистительными (см. Чистое и нечистое) и лечащими физически; их возливали в Храме в знак ожидания конца времен во время праздника Кущей (Str-B II.774-780). Медный свиток (3Q15 10:15-16) дает основания считать возможным почитание Силоама как священного места ессеями. Адриан предпринял откровенную попытку вытеснить иудейское святилище нимфеем[7]. Хотя Иисус послал слепого умыться в Силоаме (Ин 9:1-7), очевидно, что именно Он совершил исцеление. Возведение названия Силоам к древнеевр. salah, «посылать» (Ин 9:7) может отражать дохристианскую традицию (Жит. Прор 13). Перекликаясь с мессианской идеей Примирителя в Быт 49:10 (ср. 4QPatr 2:4), оно может относиться к посланничеству Иисуса как Мессии. Возможно, «башня Силоамская» (Лк 13:4) - это круглая башня к северо-востоку от бассейна, датируемая II в. до н.э.

6.4. Место Тайной вечери. Иисус совершал последнюю пасхальную трапезу со своими учениками в «горнице» (греч. anagaion, Мк 14:15; Лк 22:12; см. Тайная вечеря). Как свидетельствует Лука, это же помещение было местом собрания первой Иерусалимской церкви. Лука использует выражение to hyperoon (Деян 1:13; ср. 9:37, 39; 20:8), которое означает зал для богослужений* (GBL П. 1075-77). Определенный артикль показывает, что Лука знал о предании, связанном с этим местом; традиция передавалась непрерывно и дошла до византийских времен (ELS 473ff.). Развалины синагоги, возведенной иудеохристианами между 73 и 135 гг. н.э. на месте «горницы», и сейчас видны на горе, известной теперь как Сион, в юго-западной части Иерусалима, у так называемой могилы Давида. Намеки Иосифа Флавия на «ворота ессеев» (Война 5.4.2 § 145) и современные раскопки подтверждают предположение, что невдалеке был расположен квартал, где жили члены этой секты. Это укрепляет мнение ученых, которые полагают, что Иисус праздновал Пасху 30 г. н.э. по ессейскому солнечному календарю во вторник вечером (Рукштуль).

6.5. Гефсимания. Одно описание, данное евангелистами (Мф 26:36; Мк 14:32; ср. Ин 18:1-2 [поток Кедрон]), уже отметает всякое сомнение в том, что Гефсиманский сад (см. Гефсимания) располагался на западном склоне Елеонской (Масличной) горы. Название (древнеевр./арам. gat semani[m]) подразумевает масличный сад с маслодавильней. Это приспособление (GBL 1.460-61) действительно находится в пещере (ср. Ин 18:4) в местности (ELS 533ff.), вероятно, известной византийской традиции (Ориг. PG 13.740). Сама эта местность позволяла Иисусу обойти Елеонскую гору и сойти в безлюдное место непосредственно перед последними минутами. Лк 22:41, возможно, говорит о том, что памятные места Гефсимании показывали уже во времена евангелистов.

6.6. Дворец первосвященника. Этот дворец, в котором проходило судебное разбирательство по делу Иисуса (см. Суд над Иисусом) (Мф 26:58; Мк 14:54; Лк 22:54), согласно Иосифу Флавию (Война 2.426), стоял на горе в западной части города. Более поздняя и второстепенная местная традиция связана с армянской церковью Спасителя, находящейся всего в 140 м к северу от места Тайной вечери (ELS 566ff.). Сообщения ранневизантийских паломников (ELS 562ff.), которые в определенной мере подтверждаются археологическими данными, указывают на место, где стоит церковь Петра Галикантийского (GBL III. 1109-10). Такое местоположение на западном склоне горы Сион не ставит под сомнение подлинность местного предания о помещении, где состоялась Тайная вечеря. Красивая, в несколько ярусов улица, проходящая мимо, относится к новозаветному времени и ведет к району Иерусалима, населенному тогда ессеями; она была разделена насыпью, которая позволяла сохранить ритуальную чистоту в случае, если по улице пойдут люди разной степени чистоты (Поcл. Арист. 106). Место созыва членов Синедриона было в то время, видимо, за пределами Храма, рядом с современной площадью перед Стеной плача.

6.7. Преторий. Официальная резиденция римского префекта (praitorion), где проходил допрос Иисуса Пилатом (Мф 27:27; Мк 15:16; Ин 18:28, 33,19:9), теперь отождествляется многими исследователями с новым дворцом, постройка которого была начата в 20 г. до н.э. (Иосиф Флавий, Война 5.4.3-4 § 156-183) Иродом Великим. Он находился в западной части Иерусалима, к югу от современной крепости (GBL III. 1221-22). Существование его предполагается в истории о волхвах (Мф 2:1-12). Однако нет ни одного местного предания, подтверждающего этот факт. Предание о крепости Антония, находившейся в северо-западном углу храмовой площади, значительно позднее и решительно опровергается археологическими исследованиями в монастыре Сестер Сионских (GBL I.68). Наиболее древние сообщения христианских путешественников (ELS 583ff.), наконец проясненные недавними раскопками, говорят о западной части долины Тиропеон напротив юго-западного угла Храма (GBL III. 1223-24). Именно здесь, по сообщениям Иосифа Флавия (Древности 20.8.11 § 189-92; Война 6.7.1 § 358), располагался царский дворец Хасмонеев, что, исходя из археологических данных, видимо, возможно. Гаввафа (Ин 19:13) назывался скальный утес, который виден и сейчас напротив Стены плача (GBL I.398). Греческое название lithostrotos, появляющееся в том же контексте, может относиться к мощеной площади перед Преторием. Такое местоположение Претория хорошо соотносится со свидетельством Марка, согласно которому толпа (предположительно из Храма) «поднималась» (Мк 15:8).

6.8. Акелдама. Этот участок земли получил свое известное арамейское название «поле крови» (Деян 1:19, греч. Hakeldamach) в связи с предательством Иуды (см. Иуда Искариот): либо из-за его насильственной смерти (Деян 1:18-19), либо благодаря невинно пролитой крови Христа (Мф 27:4). Поле горшечника, о котором говорится в Мф 27:7-10, вероятно, лежит на краю Енномовой долины (ср. Иер 19:1-2). Христианская традиция не позднее чем с IV в. (ELS 575ff.) почти единогласно помещает Акелдаму здесь, на земле Онуфриева монастыря.

6.9. Долина Енном. Различные еврейские религиозные группы связывали с этой долиной, которая расстилается вокруг Старого Иерусалима на западе и на юге, ожидаемый в конце времен суд* (GBL И.578-79). Сам Иисус, говоря о месте грядущего в конце времен воздаяния, использует арамейское слово get-henna (греч. geenna, Мф 5:22, 29-30 и др.).

6.10. Голгофа. Могила в саду к северу от Дамасских ворот якобы на горе Голгофской является фантазией XIX в., на которой поставили крест археологические данные. Недавние исследования показали, что храм Гроба Господня в действительности находится скорее за городской стеной (ср. Мф 28:11, Ин 19:17-42) вблизи ворот (Евр 13:12; ср. Война 5.4.2. §146 [Gennath? -(т.е. сад) ворота]) и оживленной улицы (Мф 27:39). Здесь были найдены также развалины храма Афродиты, возведенного Адрианом в 135 г. н.э., чтобы пресечь почитание этого места иудеохристианами (ELS 619ff.). Голгофа была скальным образованием, получившим свою форму в процессе разработки карьера. Высота ее 12 м; свое арамейское название gulgulta' (греч. Golgotha), «череп» (Лк 23:33; ср. Мф 27:33; Мк 15:22; Ин 19:17) она получила благодаря своей форме. Все четыре Евангелия демонстрируют необыкновенную точность в деталях местности, связанной с погребением Иисуса (см. Погребение Иисуса). Мк 16:5 предполагает, что выступ, на который положили тело Иисуса, находился с правой стороны гробницы в скале; эта деталь подкрепляется существованием под сводом храма Гроба Господня могилы, которая считается подлинной по нескольким веским причинам (GBL 1.178). Мф 27:60; Лк 23:53 и Ин 19:41 - все, кажется, сходятся также в том, что гробница была незакончена. Кроме того, в Ин есть сведения о близости Голгофы к городу (Ин 19:20) и о том, что могила Иисуса была в непосредственной близости (Ин 19:42) от сада (Ин 19:41). Все это подтверждено археологическими данными. Археология дает нам возможность прикоснуться к страшным деталям распятия, считавшегося в новозаветные времена самой ужасной формой казни (GBL IL840-42; см. Смерть Иисуса).

6.11. Эммаус. Сведения о том, что Эммаус (греч. Emmaous) расположен якобы рядом с Кириат Джирим или Эль-Кубейбех, поздние и второстепенные (ELS 714ff.). Местное предание явно не в состоянии подкрепить предположительное название Моза; у Иосифа Флавия (Война 7.6.6 § 217) настоящее название этого места (после текстологического отбора вариантов) не Ammaous, a Amassa или Amosa. Наилучшим решением является следование рукописям, которые располагают Эммаус в 160 стадиях (29,5 км) от Иерусалима (Лк 24:13) и отождествляют его, как, вероятно, прежде делала довизантийская традиция (ELS 706ff.), с Эмма-усом-Никополем (ныне разрушенная арабская деревушка Amwas) в 23 км к западу от Иерусалима. Здесь есть и горячие ключи, которые, как можно ожидать, дали название Эммаусу (древнеевр. hammat, «горячий источник»). Присутствующее в большинстве рукописей, включая ряд древнейших, - чтение «шестьдесят стадий», вероятно, появилось вследствие оплошности переписчика. Пешее путешествие в Эммаус и обратно тем же днем в день Воскресения (24:33-34) не было невозможным подвигом, учитывая ситуацию того времени. Обозначение Эммауса как «села» (Лк 24:13: коте) неудивительно, учитывая его разрушение в IV в. до н.э. и подобные упоминания его в других современных автору источниках (GBL 1.313-4).

6.12. Гора Елеонасая (Масличная). Из-за указания Зах 14:4-5 на то, что вмешательство Бога в битву последних времен с языческими народами произойдет на горе Елеонской (греч. ho oros ton elaion), с ней были связаны многие еврейские эсхатологические ожидания (Str-B I.840-842). Так лжепророк-египтянин (Деян 21:38) предрекал, что отсюда будет начато грядущее в конце времен нападение на Иерусалим (Иосиф Флавий, Война 2.13.5 § 261-63). Иисус и Его ученики часто приходили на Елеонскую гору (Лк 21:37; ср. Ин 8:1) - она была в юрисдикции близлежащего города. Утверждение, будто упоминаемая в Мк 14:28; 16:7 (пар.) «Галилея» является находящимся на Елеонской горе местом отдыха галилейских странников (GBL 2.1088-91), абсолютно неправомерно. Мессианский вход в Иерусалим (см. Вход в Иерусалим) начался здесь, что могло быть неправильно понято властями (Мк 11:1-11 пар.). Лк 19:37 демонстрирует осведомленность в географии, говоря «о спуске с горы Елеонской», по которой круто вниз вела римская дорога. Здесь Иисус объявил о разрушении города (Лк 19:41-44, см. Разрушение Иерусалима). Здесь Он учил о конце времен (Мф 24:3; Мк 13:3; ср. Деян 1:6-7; см. Апокалиптическое учение). Не позднее чем со II в. (Деян Ин 97) стала почитаться пещера (ELS 384ff.) на высотах Елеонской горы. Константин повелел построить над ней базилику. Вероятно, в почитании этой пещеры сохранена память об одном из подлинных мест, где учил Иисус. Не позднее чем с IV в. стали считать, что место Вознесения Иисуса находится в непосредственной близости (Евсевий, Dem. Εν. 4.18); с этим соотносятся такие фразы Луки, как «с горы, называемой Елеон» (Деян 1:12) и «в (pros) Вифанию» (Лк 24:50). В Деян 1:11 сообщается о возвращении воскресшего Иисуса на Елеонскую гору (см. Воскресение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: