Проповедь Иисуса в Галилее

3.1. Назарет. Назарет (греч. Nazaret) не упоминается в ВЗ, ветхозаветных апокрифах и раввинистической литературе, поэтому некоторые ученые сомневались в его существовании в новозаветные времена. В дополнение к надписи, упоминающей его как поселение священников с III по IV в,, раскопки последних лет развеяли всякое сомнение на этот счет (GBL II. 1031-37). Название иногда производят от арамейского naserat, «наблюдательный пост», «сторожевая башня». Против этого, однако, свидетельствует его положение в плодородной горной долине. Мф 2:23 связывает мессианское колено (древнеевр. neser), упомянутое в Ис 11:12, с названием Назарет (см. Назарянин). Очевидно, люди дома Давидова переселились сюда из Вавилона или области вокруг Дамаска в позднеэллинистический период и осознанно дали этому месту мессианское название (ср. Юлий Африкан [Евc. ЦИ 1.7.6-12]; GBL II.801-2).

От новозаветных времен наряду с захоронениями остались преимущественно выбитые в камне резервуары для воды и силосные ямы. Расширяясь, Назарет, вероятно, вырос до размеров поселения численностью 200 человек. Считать его периферийным местом нет никаких оснований по двум причинам. Во-первых, он был расположен всего в часе ходьбы от столицы древней Галилеи Сепфории, в которой в правление Ирода Великого был построен театр (GBL III. 1429). Во-вторых, он находился рядом с одним из важных торговых путей Римской империи - дорогой из Египта в Дамаск. Если так называемые назаретские надписи действительно происходят оттуда (GBL II.1037), то греческий был языком, знакомым населению этого города.

Связь между Иисусом и Назаретом, родным городом Его матери Марии (Лк 1:26), подтверждается столь разными евангельскими традициями, что оспаривается лишь немногими. После, очевидно, успешного ухода из дома (напр., Мк 1:9; Лк 2:39; 4:16; Мф 2:23; Ин 1:45-46) Иисус переместился в Капернаум (ср. 4:16; Ин 2:12). До сих пор не найдено никаких следов описанной в Евангелиях назаретской синагоги*. Археологические раскопки в западной части современной церкви Благовещения подтвердили существование в Назарете обрыва (ophryos), горы, с которой пытались скинуть Иисуса (Лк 4:29). Когда в Мф 2:23 и Лк (Лк 1:26 и др.) Назарет называется городом (polis), это может объясняться использованием тех источников, в которых употребляется древнееврейское слово iг, обозначающее как город, так и деревню. Под церковью Благовещения найдены развалины византийской базилики V в. и еще более древней, очевидно еврейской, религиозной постройки. Фрагменты надписи, содержащей Лк 1:28, показывают, что еще в довизантийский период это место считалось местом Благовещения. Под монастырем Богоматери Назаретской (Dames de Nazareth) лежат развалины еще одной византийской постройки и жилого дома новозаветного времени. Византийские паломники, вероятно, искали здесь дом Иосифа. Под церковью Иосифа находится старый иудеохристианский баптистерий.

3.2. Кана. Чтобы отличить эту Кану (греч. Капа) от Каны к юго-востоку от Тира (Нав 19:28), евангелист называет ее Каной Галилейской (Ин 2:1, 12; 14:46; 21:2). Иисус совершил здесь два чуда, и, возможно, у него здесь были родственники. Теперь место посещаемо паломниками. До XVII в. Кафр Кенна (Kafr Кеппа), в 6 км к северу от Назарета, не считалась евангельской Каной: такое отождествление основано на местном, филологически невозможном, сближении названий. Большинство исследователей отождествляют Кану с развалинами в Хирбет Кане (Khirbet Qana) в 12 км к северу от Назарета; это было быстро растущее и развивающееся поселение, особенно в первые шесть веков н.э. Возможно, сообщения древних паломников (ELS 206f.) также указывают на это место. Кана была стратегически важным центром на римской дороге из Птолемаиды (Акко) на Средиземноморском побережье в Магдалу на берегу Галилейского моря (Иосиф Флавий, Жизнеописание 16 § 86). Здесь пока не проводилось систематических раскопок, поэтому в настоящее время невозможно археологическое подтверждение или опровержение часто упоминаемой якобы существующей связи между Ин 2:1-12 и дионисийским культом. Против существования такого культа говорит, однако, тот факт, что по крайней мере после восстания Бар-Кохбы (в 132-135 гг. н.э.) Кана была поселением священников (GBL II.751-53). Ин 2:12 указывает на то, что из Каны в Капернаум «спускались».

3.3. Наин. Наин (греч. Nain) иногда отождествлялся с [Н]аином в Иудее (Иосиф Флавий, Война 4.5.11). Однако текстологически это неточно. Место, которое упоминает Иосиф, может быть Аином из Нав 15:32 и 19:7 близ Хеврона. Согласно контексту Лк 7:1-11, Наин нужно искать в Галилее (GBL П. 1022-23). Ранневизантийская традиция без колебаний указывает на существующую и сейчас арабскую деревушку Неин, что в 8 км к юго-востоку от Назарета (ELS 341ff.). В новозаветные времена она, вероятно, принадлежала к Галилейской части Изреельской равнины. Наин едва ли был городом (polis); городские ворота, упоминаемые в Лк 7:11-12, могли быть всего лишь окончанием улицы, выводящей из города. Раскопки, однако, пока невозможны. В 5 км к северу от Назарета лежит Шунем, где Елисей воскресил из мертвых юношу (4 Цар 4:18:37). Параллельная история о воскрешении, совершенном Илией (3 Цар 17:17-24), могла повлиять на Лк 7:11-12, но свидетели сотворенного Иисусом чуда и сами видели связь с Илией (ср. Лк 7:18).

ЗА. Геннисаретское море (озеро). Значительная часть проповеднической деятельности Иисуса была сконцентрирована на берегу Геннисаретского озера (греч. Gennesaret). Матфей и Марк называют его Галилейским морем (Мф 4:18; Мк 1:16 и др.) или просто морем (Мф 8:25; Мк 4:39 и др.). Поскольку древнееврейское yam может означать и внешнее и внутреннее море, этот способ описания показывает связь обоих евангелистов с древней палестинской традицией. Лука, напротив, использует соответствующее слово греческого литературного языка - limn e (Лк 5:102 и др.). Название Тивериадское море (Ин 21:1; ср.6:1) не обязательно было анахронизмом в I в. (ср. Иосиф Флавий, Война 3.3.5 § 57; 4.8.2 § 456-57). «Двадцать пять или тридцать стадий» (5-6 км), о которых говорится в Ин 6:19, вероятно, точно соответствуют середине северной части моря; море имеет протяженность 21 км (13 миль) с севера на юг и 13 км (8 миль) в самой широкой его части.

Иногда сообщения, в которых упоминается море, сохраняют отчетливые черты местного колорита. Из-за расположения намного ниже уровня моря (212 м) в этой местности держатся температуры, позволяющие спать на открытом воздухе (ср. Мк 8:2). Однако вследствие такого расположения также часты внезапные сильные ветры и штормы (ср. Мф 8:24; Мк 4:37; Лк 8:23; Ин 6:18). Особенно известен восточный ветер (ср. Мф 14:22-24; Мк 6:45-48), который поднимается при смене сезонов, например до или после еврейской Пасхи (Мк 6:39; Ин 6:4). Весьма примечательно, что все евангельские описания рыболовства профессиональны (М. Nun, New Testament Fishery, 1989). Выдающимися примерами иллюстрации морского путешествия являются две находки, относящиеся к новозаветным временам: мозаика из Магдалы с изображением лодки и брошенная лодка, поднятая со дна возле Ноф Гинносара (GBL Ш.1371-72).

3.5. Тивериада. Ирод Антипа основал Тивериаду (греч. Tiberias) около 17-18 г. н.э. вблизи ветхозаветного Хамата (Нав 19:35) как новую столицу Галилеи. Он назвал ее в честь своего покровителя Тиберия. Показательно, что в Евангелиях нет ничего о проповеди Иисуса в Тивериаде. Многие благочестивые евреи считали город нечистым (Иосиф Флавий, Древности 18.2.3 § 38), но это едва ли удержало бы Иисуса. К тому же не все разделяли этот взгляд, как доказывает крепкая поддержка, оказанная в Тивериаде национально-религиозным революционерам зелотам (см. Революционные движения) (Иосиф Флавий, Жизнеописание 9 § 32-42; 17-20 § 87-101; 53-64 § 271-335). Более того, предположение, что Иисус избегал эллинистических городов, несостоятельно, поскольку Магдала, Иерихон и не в последнюю очередь Иерусалим принадлежали к этой категории. Наконец, у Иисуса были в Тивериаде последователи (ср. Ин 6:23), среди которых, возможно, была жена домоправителя Ирода Хузы (Лк 8:3). Вероятно, причина того, что Иисус не пытался проповедовать в Тивериаде, кроется в опасности, представляемой Иродом Антипой (ср. Лк 13:31-33). По свидетельствам Иерусалимского Талмуда, в Тивериаде была иудеохристианская церковь (И. Т. Санхедрин 25d) предположительно» конце I в. Из синагог, обнаруженных к настоящему времени, одна может относиться ко II или III в. (GBL III. 1554-56).

3.6. Магдала. Это сильно эллинизированное поселение располагалось в 5 км к северо-востоку от Тивериады. Из-за большого значения, которое здесь имело производство вяленой рыбы, греческое название города было Тарихея (Иосиф Флавий, Жизнеописание 72 § 403-4). В ходе раскопок обнаружена небольшая синагога новозаветных времен. Раскопки подтвердили также городской характер Магдалы (GBL II.909-10). Раввины осуждали безнравственность ее жителей, но большая часть населения участвовала наравне с евреями в восстании против Рима (Иосиф Флавий, Жизнеописание 29 § 142). Магдала напрямую упоминается только в нескольких поздних списках, содержащих Мф 15:39 и Мк 8:10. Однако селения, упоминаемые вместо нее в более раннем тексте (см. 3.8, ниже), не являются ошибками писца; скорее они соответствуют району, лежащему дальше на север. Одна из наиболее последовательных приверженниц Иисуса, Мария Магдалина (Мф 27:55-56; 28:1 пар.), была родом из Магдалы; вторая часть ее имени может свидетельствовать о проповеднической деятельности Иисуса в этой местности»

3.7. Геннисарет. Упоминаемое в НЗ место, в противоположность ветхозаветному городу Хиннерет (Нав 19:35), расположено к югу от (не в) Тель эль'Ореймех, в северо-восточной части очень плодородной (Иосиф Флавий, Война 3.10.8. § 516-21) Геннисаретской долины. Не вполне понятно, говорят ли Евангелия об этом месте (ср. Мф 14:34) или о всей равнине (ср. Мк 6:53-56). Первым недвусмысленным свидетельством того, что в Евангелиях говорится о Геннисарете как о равнине, является поздневизантийская форма текста в Мф 14:34 (eis ten gen Gennesaret) [2].

3.8. Далмануфа/Магадан. Кроме Мк 8:10, Далмануфа (греч. Dalmanoutha) нигде не упоминается как место, где Иисус сошел на берег. В параллельном тексте (Μφ 15:39) говорится о «пределах Магаданских»[3]. Другие повествования (Мф 16:1-4; Мк 8:11-13), кажется, указывают на место на западном берегу Галилейского моря. Было выдвинуто предположение, что Марк понял арамейское слово «Далмануфа», которое могло означать «земля Его [Иисуса] пребывания», как название местности (GBL 1.247-48). Некоторые производят слово Магадан (греч. Magadan) от may-gad, «вода Гада (ханаанейского бога источников)»; это прекрасно соответствует изобилию источников в Тавге в 2 км к юго-западу от Капернаума. Иосиф Флавий называет их «источниками Капернаумскими» (Война 3.10.8 § 517), а византийские документы говорят о семи источниках (греч. Heptapegon, откуда происходит искаженное арабское Et-tabghah). Это место действительно было одним из тех, где Иисус предпочитал проповедовать, где Он собирал большие массы народа (GBL II 767). Здесь проходил важный торговый путь из Кесарии Приморской в Дамаск по берегу Галилейского моря; здесь была необходимая питьевая вода. Уже в конце IV в. христианская паломница Эгерия обнаружила здесь три местных предания (ELS 281-282) связанные с Нагорной проповедью (см. Нагорная проповедь), насыщением 5 тысяч и явлением Иисуса по Воскресении, описанным в Ин 21. Эти предания заслуживают серьезного рассмотрения, поскольку присутствие иудеохристиан в Капернауме не прерывалось с новозаветных времен до IV в., обеспечивая тем самым передачу традиции.

3.9. Нагорная проповедь. В IV в. Эгерия обнаружила, что место, связанное с Мф 5-7, было пещерой, - не удивительно для иудеохристианских памятных мест, -которая может быть только так называемой пещерой Иова, в 200 м от церкви Чудесного насыщения (или Умножения хлебов) (GBL II.767). Ровное место (греч. topes pedinos) под горой, упоминаемое в Лк 6:17 (Лк 6:12; ср. Мф 5:1), соотносится с достаточно большой, чтобы вместить тысячи людей, ровной местностью, располагающейся над пещерой. Только позднее местное предание (под влиянием Мф 5:1) перенесло место действия выше на гору. В пользу расположения в Тавге свидетельствует: 1) упоминание Капернаума (Лк 7:1; ср. Мф 8:5), следующее сразу за описанием Нагорной проповеди, и 2) тот факт, что это единственное место, где горы спускаются прямо к морю (см. Нагорная проповедь).

3.10. Первое и второе чудесит насыщение. Иудео-христиане считали, что первое насыщение произошло возле камня, стоящего на краю небольшой плодородной равнины в Тавге. Паломница Эгерия нашла камень, включенным в здание церкви и служащим алтарем; так и по сей день. Поскольку в новозаветные времена местность была необитаема, можно было говорить о ней как о «пустынном месте» (Мф 14:13; Мк 6:32). Однако сейчас ясно, что, согласно Ин, чудесное насыщение произошло на восточном берегу (6:1, 17, 22-24). Впрочем, данный текст в разных редакциях содержит разные варианты этого эпизода, и можно с равным успехом полагать, что евангелист имеет в виду западный берег (R. E. Brown, The Gospel of John, 1971,1.231-259). Лк 9:10 можно также понимать в том смысле, что насыщение произошло не в Вифсаиде, а по дороге туда. Вероятно, в основе Лк 9:12 (episitismos, пища, еда) лежит древнееврейская игра слов (bet seda, «дом пищи»). Мнение, что насыщение 4 тысяч не является простым повтором, может быть подкреплено топографическими соображениями: Мф 15:31 предполагает присутствие язычников* и Мк 7:31 имеет в виду Десятиградье. Поздневизантийская традиция (ELS 278-279) переносит второе насыщение в район Курси (см. 4.1, ниже) на восточном берегу (GBL I.442).

3.11. Явление Христа на море. Эгерия считала, что встреча воскресшего Иисуса с учениками* (Ин 21) произошла в Тавге на неких ступенях в скале, которые видны и поныне (ср. Ин 21:9). В непосредственной близости от этого места уже в IV в. была построена церковь. Песчаный берег в Тавге был особенно хорош для рыболовства, так как вода теплых источников и растительность, которую она несла с собой, привлекали много рыбы, особенно ночью (ср. Ин 21:3). Другим свидетельством привлекательности этого места для рыбаков является древняя гавань для лодок (GBL 11.767).

3.12. Каперпаум. Это место (греч. Kapharnaoum) упомянуто Иосифом Флавием (Война 3.10.8 § 517; Жизнеописание 72 § 403); здесь Иисус жил некоторое время в начале своей галилейской миссии (Мф 4:13-17; 9:1; ср. Ин 2:12). Благодаря раскопкам последних лет установлено, что Капернаум, вне всяких сомнений, находился на месте развалин Тель-Гума (GBL II.764-68), известного еще в XVII в. (ELS 296ff.). Крупное поселение с ок. 1500 жителей состояло из жилых кварталов, принадлежащих большим семьям. Под восьмиугольным византийским Храмом V в. и зданием синагоги IV в. были открыты развалины жилого дома. Уже во 2-й пол. I в. н.э. он служил для религиозных собраний. Сообщения раннехристианских паломников (ELS 299) и надписи дают возможность видеть в этом здании дом Петра (ср. Мф 9:27-3l: Мк 1:29; 2:1; 3:20; 9:33). Под знаменитой белокаменной синагогой кон. IV в. были найдены развалины синагог ΙΪΪ и I вв. Традиции нашедшая отражение в Мк 1:29-39 и восходящая» вероятно, к Петру, окрашена местным колоритом: синагога находится невдалеке (Мк 1:29) от дома семьи Петра (Мк 1:20-30), за дверями которого действительно лежит открытое пространство (Мк 1:33). Мк 2:4 (и Лк 5:19) обоснованно предполагает, что дом был с глиняной крышей.

По-видимому, отделенное свободной землей от еврейской деревни, небольшое романизированное поселение находилось на территории, принадлежащей теперь Греческой православной церкви. Нетрудно представить себе жилище языческого сотника (ср. Лк 7:6). Мимо проходила имперская дорога. Таможенный пост (греч. telonion, Мк 2:14), где сборщиком податей был Левий Матфей, собирал большей частью подати с рыбаков, нежели дорожные пошлины. На полпути из Капернаума в Тавгу лежит небольшая бухта, акустические свойства которой послужили Иисусу, когда Он проповедовал у воды (Лк 5:1-3). Капернаум не был разрушен ни в одно из иудейских восстаний. Постепенно начиная с X в. он опустел. Произнесенное Иисусом проклятье относится скорее к эсхатологической судьбе Капернаума, оно не имеет в виду его разрушение в указанное время.

3.13, Хоразин. Несмотря на то что никакой истории с Хоразином (греч. Chorazin) не связано, приговор, вынесенный Иисусом (Мф 11:20 -24; Лк 10:12 -15), указывает на состоявшуюся здесь проповедь. В ходе раскопок обнаружены следы еврейского поселения II-IV вв. н.э., но никаких свидетельств новозаветного времени пока не найдено.

3.14. Вифсаида. Тетрарх Ирод Филипп объявил еврейское поселение (греч. Bethsaida) городом (полисом) и после 30 г. н.э. назвал Юлией, вероятно, не в честь дочери Августа, Юлии (Иосиф Флавий, Древности 18.2.1 § 28), а в честь его жены Ливии-Юлии. Поэтому использование в Евангелиях старого еврейского названия может иметь значение для датировки евангельских преданий. Город расположен на восточном берегу Иордана, недалеко от впадения его в Галилейское море в районе Говланитиды (Иосиф Флавий, Война 3.10.7 § 515). Недавние раскопки на месте руин эт-Теля открыли развалины домов новозаветного времени. В некоторых из них найдены рыболовные снасти. Это определяет местоположение города. К западу от прежнего русла Иордана, прямо на берегу моря, лежат руины небольшого селения Эль-Арадск. Предположительно оно существовало уже в новозаветные времена. Здесь есть развалины церкви или синагоги византийского периода.

Непросто решить, какое из двух мест было связано с долгим служением Иисуса в этой области (Мф 11:21; Лк 10:13; ср. Лк 9:10). Исцеление* слепого вне селения (коте) Вифсаиды (Мк 8:22-26) может склонять к выбору Эль-Арадска. Иоанн упоминает «Вифсаиду в Галилее» как место рождения нескольких учеников, называя ее городом (полисом) (Ин 1:44; 12:21). Иосиф Флавий также называет предводителя восстания Иуду, который был родом из-под Гамлы в Гаулинитиде, «галилеянином» (Древности 17.13.1 § 341; Война 2.8.1 § 118). Поэтому свидетельство Ин может относиться к Юлии. Другую возможность представляет свободное, под влиянием еврейской традиции, использование слова полис. В этом случае версия, связанная с Эль-Арадском, вполне жизнеспособна; этот город после смерти Ирода Великого попал под юрисдикцию Антипы и стал частью Галилейской тетрархии.

3.15. Галилейская гора. Согласно Мф 28:16, явление воскресшего Христа произошло «на [определенный артикль] горе Галилейской». Отождествление с горой Фавор, которая, видимо, не была населена во времена Иисуса, восходит к Феодосию, к нач. VI в. (ELS 321). Подобное отождествление с горой Фавор, возможно, предполагалось также в IV в. Евсевием (Комм. Пс 88:13) и Епифанием Кипрским (GBL III. 1517-19). В раввинистической литературе гора Фавор числится в ряду мест, имеющих эсхатологическое значение (Str-B IV/2.930-31).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: