Реформы конца 20 века

Одной из наиболее важных задач, стоявших перед Россией в конце 20 века, стало проведение глубокого реформирования экономической сферы, что позволило бы стране совершить переход к принципиально иным, рыночным отношениям. Суть предстоящих изменений была изложена Президентом Ельциным в его программной речи. 5 Съезд народных депутатов России, на котором была произнесена речь, состоялся в октябре 1991 г.

Нужно сказать, что основные принципы планирующейся реформы были одобрены. Страну ждало акционирование большей части предприятий промышленности, приватизация, либерализация цен на товары, изменения в налоговой и антимонопольной политике. Либерализация цен, серьезно ударившая по основной массе населения России (на многие важнейшие продукты массового потребления цены увеличились более чем в 100 раз!), произошла в январе 1992 г. В тот же период был признан законным и легальным обмен рубля на иностранную валюту.

Первый этап приватизации собственности, ранее принадлежавшей государству, начался в конце 1992 года. Он проводился на основе приватизационных чеков, более известных как ваучеры. Так же, началась постепенная реорганизация совхозов и колхозов. Появились первые фермерские хозяйства.

Следующий этап приватизации начался в 1994 году. Была разрешена свободная купля-продажа на торгах акций предприятий. Объемы промышленного производства в стране продолжали неуклонно падать. Особенно сильный спад был отмечен в наукоемких отраслях и оборонной промышленности. Сельское хозяйство, так же, переживало не лучшие времена. К 1998 году его валовая продукция составляла всего две трети от объема 1991 года. В то же время внешний долг России серьезно возрос.

И без того непростую экономическую ситуацию значительно усугубил грянувший в 1998 году августовский экономический кризис. Он был вызван стремительным падением мировых цен на газ, цветные металлы и, главным образом, нефть. Правительство Черномырдина было отправлено в отставку. Начаты переговоры о получении кредита от МВФ (Международного валютного фонда). Но, даже его предоставление ситуацию не улучшило.

Правительство Кириенко С.В. приняло решение о заморозке счетов частных банков, прекратило выплату дивидендов по внутренним обязательствам государства перед гражданами и ввело мораторий на банковские расчеты с западными инвесторами. Банковская система страны оказалась парализована, резко возросла инфляция и цены, произошел спад промышленного производства. В итоге уровень жизни в России упал еще ниже.

Новое правительство, возглавляемое Примаковым, сделало ставку на оживление реального сектора экономики, режим строжайшей экономии, отсрочку выплат по внешним долгам. Ситуация стала постепенно выравниваться только к середине 1999 года.

Россия в 1992-1996 годах(октябрьский кризис1993)

В 1991 г. возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР, и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан приняли решение о выходе из состава Федерации. Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.

Большими усилиями и уступками отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 г. были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.

Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.

Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).

21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.

Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан. В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой начал формировать правительство. Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.

Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.

Впоследствии Б.Н.Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 г. по 1993 г.

Насильственное установление советской власти закончилось ее нелегитимным устранением при молчаливом согласии граждан.

В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.

Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В результате референдума был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная. Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.

Законодательная власть - Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, исполнительная - Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами, судебная - Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

В октябре 1993 г. начались выборы в Федеральное собрание. Многие называли его 5-й Государственной Думой. Она состояла из 550 депутатов, половина из которых избиралась по партийным спискам. 225 мест в Думе разделились следующим образом: ЛДПР - 59, Выбор России - 40, КПРФ - 32, Аграрная партия - 21, Женщины России - 21, Яблоко - 20.

Принятая конституция и авторитет Федерального Собрания способствовали стабилизации обстановки в общественной жизни. Официально это было закреплено 28 апреля, когда политические и общественные организации подписали Договор об общественном согласии.

Рыночная экономика

Рынок представляет собой взаимодействие между продавцом и покупателем.

Рыночная экономика – это экономическая система, производство в которой основывается на свободном предпринимательстве.

Рыночная экономика характерна высокоразвитым странам, в том числе и России. Свободный рынок порождает высокую конкуренцию, улучшает качество и объем производства.

В рыночной экономике всё взаимосвязано. Доходы и расходы движутся по кругу.

Для нормального функционирования рынка обязательно наличие частного интереса и существенного государственного вмешательства.

Государство регулирует рынок, устанавливая необходимые законы, взимает налоги, которые впоследствии тратятся на благо экономики страны.

Свободный рынок движет производство, давая дорогу более эффективным.

Состояние экономики в целом влияет на уровень благосостояния страны.

В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.

Преимущества рынка:

а) эффективное распределение ресурсов;

б) гибкость и высокая приспосабливаемость к меняющимся условиям

(на основе соотношения спроса и предложения);

в) свобода выбора производителей и потребителей,

г) способность «работы на потребителя» путем повышения качества

товаров и услуг

Негативные стороны рынка

а) подвержен нестабильному развитию и ифляционным (нерегулируемым)

процессам;

б) не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

в) не создает стимулов для производства товаров и услуг

коллективного пользования;

г) не создает действенных стимулов для развития фундаментальных

наук и претворения в жизнь научно-технических программ;

д) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: