Рыночная цена формируется под воздействие множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка: на практике выделяют 3 группы основных факторов:
спрос;
издержки;
конкуренты.
Основные ценообразующие факторы:
общественная цена производства (издержки производства, средняя прибыль);
состояние денежной сферы (покупательная способность денег, валютный курс, соотношение спроса и предложения);
конкуренция (ценовая, неценовая);
государственное регулирование цен (прямое, косвенное);
монопольное регулирование цен (прямое, косвенное);
качество товаров;
объем поставок;
отношение продавец – покупатель;
условия поставок;
франкирование цены.
1) Виды цен в зависимости от сфер торговли
На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операция и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.ОПТОВКА, РОЗНИЦА.
2) Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования
По степени и способу регулирования цены разделяются на группы:
жесткофиксированные (назначаемые);
регулируемые (изменяемые);
договорные (контрактные);
свободные (рыночные).
3) Виды цен по способу установления
Твердые (постоянные) цены устанавливают договоры и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.
Текущие цены — по ним осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка.
Подвижная цена — цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится).
Скользящая цена устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4) Виды цен с учетом фактора времени
Постоянная цена — цена, срок действия которой заранее не определен.
Сезонная цена — вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер, определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени.
Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
5) Виды цен по способу получения информации об уровне цены
Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.
Прейскурантные цены — вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов.
Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.
6) Виды в зависимости от вида рынка
Аукционные цены — цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот); устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.