В настоящее время детскую инвалидность, или ограничение возможностей у детей, целесообразно рассматривать как социальную проблему, связанную с наличием структурных нарушений, обусловленных внешними и внутренними факторами, недугов или повреждений. Которые могут привести к утрате или несовершенству развития навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, а в итоге к социальной дезадаптации или замедленной социализации. Статусная позиция детей с ограниченными возможностями определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих процесс их социализации и включения в социум. В этой связи актуальной является проблема адаптации детей с ограниченными возможностями совместно со здоровыми детьми.
Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.
Литература
· doorinworld.ru
· disability.ru
· Конвенция о правах инвалидов РФ
· История отношения к инвалидам во французском обществе (от средних веков до наших дней) Каролин Жиро
· Хмеленко, С.А. Нравственное зеркало общества - отношение к слабым / С.А. Хмеленко // Мир библиографии. - 2005. - № 5.
· Хрестоматия: обучение и воспитание детей группы "риска" / сост. В.М. Остапов. - М.: Просвещение. - 1997.
· Хрестоматия по технологиям социальной работы / под ред. Л.Г. Гусляковой. - Барнаул: АГУ,
· Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.06.2007 №120-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации; Российская газета.-1998.- № 31,
· Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24 нояб. 1995 г., № 181-ФЗ: изм. и доп. // Собрание законодательства Российская Федерация. 28.06.1999 №26,
· Специальная педагогика: учебное.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [и др.] - М.: Издат. центр "Академия".
· Селенина, Е.В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска / Е.В. Селенина // Вопр. психологии. - 2006. - № 6.
· Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Ин-т соц. работы, 2001
· Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении: краткий слов.-справ. / под ред. М.А. Галагузовой. - Ростов н/Д: Радуга, 2002. – 177 с.
Приложение
Таблица №1 – Результаты методики, направленной на выявление направленности интересов детей и подростков на констатирующем этапе.
Желания
Испытуемый | Для себя | Для близких людей | Для отряда | Для всех людей |
1,2,5 | 3,4,6 | |||
1,2 | 7,6 | |||
3,4,5 | 1,3,4 | 2,5 | 6,7 | |
1,2,3,4,5 | 6,7 | |||
1,4 | 2,3 | 5,7 | ||
5,7 | 1,6 | 2,3 | ||
2,4 | 1,6,7 | 3,5 | ||
1,6,7 | 3,5 | |||
1,2,3,4,6,7 | ||||
1,2,7 | 3,5 | |||
1,3,6 | 4,5 | 2,7 | ||
2,5,7 | 1,4 | 3,6,7 | ||
1,2 | 3,4,5,6,7 | |||
4,7 | 2,3 | 1,6 | ||
1,2,5 | 3,4 | 6,7 | ||
1,3 | 4,5,6,7 | |||
3,7 | 1,6 | |||
1,2,3,6 | ||||
3,7 | 2,5,7 | 3,4,6 | ||
3,4,6 | 2,7 |
Обще количество: 46 35 36 20
Таблица №2
Желания
Испытуемый | Для себя | Для близких людей | Для отряда | Для всех людей |
2,7 | 1,6 | 3,4,5 | ||
1,2 | 5,6 | 4,7 | ||
2,3 | 1,6 | 4,7 | ||
1,3 | 2,6 | 5,7 | ||
1,3 | 2,6 | |||
3,7 | 2,5 | 1,6 | ||
2,7 | 5,6 | 1,4 | ||
2,4 | 1,6 | |||
1,7 | 2,6 | |||
1,2,4 | 3,6 | |||
1,6 | 2,3,4 | |||
3,7 | 5,6 | 2,4 | ||
3,6 | 4,7 | 1,2 | ||
3,6,7 | ||||
1,3 | 4,6,7 | |||
1,2 | 4,5 | 3,6 | ||
4,5,7 | 1,2 | 3,6 | ||
4,7 | 1,2,3 | |||
6,7 | 4,5 | 1,2 | ||
3,7 | 1,2 | 4,5 |
Общее кол-во и разница по двум исследованиям: 25(+21) 35(0) 39(-3) 37(-17)