Программа социологического исследования

Немного найдется академических дисциплин, которые касались бы нас так же близко, как социология. Будучи наукой, изучающей социальные организации и взаимодействия, социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие, акцентирует внимание на тех аспектах нашего социального окружения, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Социология вооружает нас особой формой осознания действительности. Социологическая культура становится неотъемлемым элементом российской действительности. В своем становлении и развитии российская социология, опираясь, конечно, на собственные традиции и достижения, использует опыт западной социологии. Интерес к социологии естествен для людей вообще, так как человек, будучи существом социальным, сам является объектом ее изучения. Каждый образованный человек должен иметь представление о социологии. Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.

Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов. Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

2.1. Теоретико-методологические основы социологического исследования:
программа; методологический раздел; формулировка проблемы; определение объекта и предмета исследования; определение целей и результатов социологического исследования.

Программа исследования - это план, которому необходимо следовать, чтобы решить поставленную проблему, т.е. изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно- практической исследовательской деятельности.

Она включает в себя:

1. Теоретико-методологическую часть, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения.

2. Методическую часть, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов.

3. Организационную часть, которая позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы. Принципиальный (стратегический) план исследования Основная предпосылка для выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез.

Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска.

1. Разведывательный (поисковый) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана — выявление проблем и формулировка гипотез.

2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.

3. Аналитико-экспериментальный план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска.

Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений. В том и другом случаях социолог пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментальному плану в научных целях. Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.

4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально- культурном и других разрезах.

Методологический раздел программы:

1. Формулировка и обоснование проблемы исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Логический анализ основных понятий.

5. Формулировка гипотез исследования.

6. Задачи социологического исследования.

7. Определение обследуемой совокупности.

Процедурный раздел программы:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

3. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных Программа должна иметь и рабочий план, в котором уточняются этапы работы, сроки осуществления исследования, а также оцениваются, необходимы ресурсы.

ФОРМУЛИРОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. В социологии имеется пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы — это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения идеологической и управленческой функций социальных явлений или процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний. Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, побуждающие их к действиям, дестабилизирующие их жизнедеятельность. По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений, заведений и т. д.

По масштабам распространенности социальная проблема носит или общесоюзный, или региональный характер (ограничена рамками города, поселка, городского района или микрорайона). По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной. По глубине противоречия различают, во-первых, проблемы одно плановые.

Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного баллотирующегося кандидата в депутаты; принятие (непринятие) решения о переходе на арендные отношения или семейный подряд и др.

Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Скажем, рост преступности в связи с изменением структуры отклоняющегося поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как наркомания, проституция, рэкет.

В-третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса. Например, ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и идеологических представлений населения в связи с расширением приемлемых для социалистического хозяйствования форм собственности; изменения в политических отношениях общества, функционировании политических и социальных институтов в связи с созданием правового государства и т. д. В процессе формулировки проблемы исследования стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации либо давно решенных» Следует опасаться и другой крайности — выдвижения проблем слишком широкого плана. Если не удается сразу придать формулировке проблемы ясность и четкость, то это может быть сделано в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки других частей программы. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на «много проблемный» социологический анализ.

Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его излишне громоздким и логически нестройным, что может снизить качество собираемой социологической информации.

Во-вторых, теряется имеющая для партийной организации немалое значение оперативность исследования, что приводит, в свою очередь, к старению социологических данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом.

И, в-третьих, как показывает опыт, нецелесообразно, а порой и очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте исследования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать, прежде всего, информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить ее эффективность. Определение объекта и предмета исследования. Как уже было отмечено, социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне политических знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной категории людей: слушателей школ, семинаров, рабочих, колхозников, молодых специалистов и т. д. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы (отличаться недостаточным уровнем политических знаний), а значит, и быть объектом исследования. Вместе с тем причины возникновения той или иной проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Первым шагом в процессе исследования является анализ имеющейся информации, оценка необходимости проведения дальнейшего исследования. Обзор литературы по теме. Социолог должен изучить работы, которые имеют отношение к теме его исследования, так как какие-то аспекты могут оказаться изученными. Если аналогичных исследований не проводилось, имеет смысл ознакомиться с материалами исследований, проводившимися на близкие темы, выяснив при этом, насколько такие материалы могут быть полезны для него. Следующий шаг - определение цели и задачи исследования. Цель - это общая направленность исследования, то, что должно быть достигнуто в результате работы. Цель может быть как поисковая (наметить пути решения проблемы), описательные, экспериментальные, комплексные. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и не основными. В них формулируются вопросы, на которые в ходе исследования должны будут получены ответы.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объект - подлежащее исследованию явление или процесс. Это люди, их деятельность. Объект характеризуется количественно, структурно. Предмет исследования - те свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению. Это могут быть виды деятельности, потребности, интересы, мнения. Сложным элементом программы является интерпретация основных понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: