Методика преподавания экономических наук

Методика в точном смысле слова есть учение о методах обуче­ния и воспитания. Методика преподавания экономических дисциплин - это своеобразный мост между экономической информацией и психолого-педагогической подготовкой преподавателей. Поэтому преподавать ее могут те, кто имеет и экономическую, и педагогическую подготовку. Дидактичные методы - это теоретические установки и принципы обучения, которые в зависимости от специфики каждой экономической дисциплины и стиля преподавания используются в качестве соединение методических приемов и средств преподавания информации.

Основными задачами МПЭ явля ются:

  • Овладение как общими закономерностями обучения и воспитания, так и их спецификой для экономических учебных курсов;
  • Изучение путей и средств обучения экономическим дисциплинам на высоком уровне;
  • Освоение современных методик подготовки и проведения учебных занятий;
  • Углубление навыков преподавателя по руководству самостоятельной работой студентов;
  • Обеспечение единства обучения и воспитания в учебном процессе. Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников, не должна выступать на первый план. Ученики не любят, когда им бесконечно говорят о пользе воспитания, морализуя каждое замечание.

Различают методы обучения по:
-источнику передачи знаний (словесные, наглядные, практические);
-степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала (академический, активный, интерактивный);
-способу передачи информации в учебном процессе (прямое, исследование, моделирование, совместное).

По источнику передачи знаний различают следующие методы:

  1. устное изложение материала – метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);
  2. обсуждение изучаемого материала – повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);
  3. наглядный метод – организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);
  4. практическая работа – метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования);
  5. самостоятельная работа (групповая или индивидуальная).

По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала:

  1. академический – знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде;
  2. активный – «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого;
  3. интерактивный – получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.

По способу передачи информации различают:

  1. прямое обучение – преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;
  2. исследование – вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;
  3. моделирование – участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций;
  4. совместное обучение – работа обучающихся в группах над определенной частью учебного материала.

Качество успеха процесса обучения зависит от того, как передать тот или иной учебный материал и насколько серьезным и профессиональным будет результат обучения. Важный методический подход в обучении проявляется в формировании у учащихся потребности учиться. В процессе обучения экономике можно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности.
Современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует усовершенствования системы оценивания навыков и умений, которые лучшим образом проявляются не при оценке качества усвоения понятийно-категориального аппарата и навыков решения типовых экономических заданий, а при проведении интерактивных занятий. Применение интерактивных методик позволяет активизировать возможности учащихся. Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: